29192_image_large.jpg

В конце июля глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги заявил, что сделает все возможное для сохранения евро. Но поскольку он ничего толком сделать не может, его обещание звучит довольно угрожающе и подрывает и без того шаткое положение единой валюты. Таково мнение бывшего главного экономиста Междунарожного валютного фонда (МВФ) Саймона Джонсона, которое передает агентство Bloomberg.

Напомним, на прошлой неделе полномочия ЕЦБ и европейских стабилизационных фондов могли быть расширены, и Драги дал понять, что со временем это состоится. Европейский банковский регулятор собирается заняться операциями на открытом рынке (начать скупать гособлигации проблемных стран еврозоны). Но не все так просто – для такой деятельности необходимо одобрение Германии, а его нет и не будет, заверяют глава Бундесбанка Йенс Вайдман и министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле. Поэтому в своем анализе Саймон Джонсон рассматривает те инструменты и полномочия, которые у ЕЦБ есть на настоящий момент.

Это, прежде всего, базовая процентная ставка. Ее снижение, конечно, снизит и курс евро, а значит, повысит конкурентосопособность промышленной продукции периферийных стран еврозоны по сравнению с продукцией Германии и некоторых других стран мира. Но на производительность труда в самой Германии это никак не повлияет, а значит, в долгосрочном периоде мы по-прежнему получим мощное и развитое немецкое ядро и терпящих бедствия заемщиков. Последним же не хватит времени на настоящее структурное реформирование экономики.

Ослабление евро неизбежно ведет за собой инфляцию. И, если неконкурентоспособные товары и несовершенные экономики других стран не очень волнуют обычных немцев, то инфляция в валютном союзе им не понравится. И, если самая сильная экономика союза усомнится в единой валюте, та, скорее всего, исчезнет, указывает Джонсон. Официальный Берлин несколько раз подчеркивал, что не собирается платить долги за всех в ущерб своим интересам.