Коррупция и убытки. Почему госпредприятия надо продавать
Тема приватизации государственного имущества в нашей стране давно стала предметом политических спекуляций, особенно накануне выборов. Поэтому хочется сказать несколько слов о том, что сейчас происходит с государственными предприятиями и зачем приватизация нужна каждому украинцу.
Начнем с того, что приватизация – это хороший способ пополнить государственный бюджет. Последние 10-15 лет законодатели планировали в бюджете огромные суммы дохода от приватизации, - от 10 до 20 млрд грн, но эти планы выполнялись всего дважды за историю Украины. В 2005 году, когда была продана Криворожсталь, и в 2011 году, когда был продан Укртелеком.
Второй не менее важный аспект – существенная доля ВВП, более трети, до сих пор генерируется государственным сектором. В такой ситуации никаких разговоров о формировании стабильного и сильного среднего класса, который бы являлся экономически активным агентом в стране, и речи быть не может. Только приватизация позволит решить проблему его отсутствия.
Третье, это то, что госкомпании всегда являются источниками коррупции, манипуляций и воровства для чиновников и их крышевателей. Если компания находится в частных руках, под управлением квалифицированного менеджмента, это коренным образом меняет картину операционного управления. Частный инвестор вкладывает свои деньги в предприятие и заинтересован в его прибыльности и максимальной эффективности.
Разговаривая с зарубежными инвесторами-стратегами, мы часто слышим о том, что при приватизации украинских госпредприятий должен быть заложен дисконт по отношению к аналогичным частным компаниям. Это связано с неэффективным управлением, воровством, теневыми схемами вывода денег и имущества предприятий. На исправление последствий такого управления могут уйти годы работы и колоссальные инвестиции. Госкомпании – это всегда самый большой источник наживы чиновников. Поэтому я всегда буду сторонником приватизации. Ежегодно десятки миллиардов гривен "сифонятся" из госкомпаний мимо государственного бюджета. Сейчас нужна политическая инициатива, чтобы это все поменять.
Исключением может стать, атомная и гидроэнергетика. Возможно, стоит оставить в руках государства и часть железной дороги, например, железнодорожное полотно. Все остальное необходимо отдать частным компаниям, чтобы они оперировали на государственном полотне. Не исключаю, что мы дождемся того времени, когда частные компании будут строить свои железнодорожные полотна, более быстрые, надежные, безопасные. Например, как это происходит в Америке последние 200 лет.
Самой распространенной причиной отказа от приватизации, которую я слышу от должностных лиц, является опасение продать гособъект по заниженной цене. Это чистой воды лукавство, потому что только на честном, открытом, прозрачном конкурсе можно понять сколько стоит актив. То есть, ты не знаешь, пока не попробуешь. Противники приватизации также ссылаются на то, что государство не получит хороших денег из-за кризиса, войны и т.д. Я убежден, если оставить все как есть, то через три-четыре года государство вообще не получит никаких денег. Неэффективное управление и воровство сделают даже потенциально успешные предприятия банкротами. Чем раньше это все будет продано в частные руки, тем меньше у нас будет коррупции в стране. При этом, необходимо, чтобы народ понимал кто покупает государственные активы. В этом смысле, очень важен процесс раскрытия бенефициарных собственников, которые стоят за покупкой. Ни в коем случае там не должно быть коррумпированных судей, чиновников, высокопоставленных ментов, прокуроров, чтобы те не смогли отмыть свои деньги и легализоваться через приватизацию.
19 августа правительство в очередной раз перенесло конкурс по продаже 5% Одесского припортового завода (ОПЗ), который был намечен на 26 августа. Чем вызвано такое решение понятно из всего вышеописанного. За три рабочих дня до конкурса, когда иностранные инвесторы уже завели деньги на счета, предварительно обменяв доллары в гривны, правительство готово "кинуть" всех потому что оно якобы не готово и не доверяет процессу приватизации, который само же и установило. Я могу расценивать подобные действия не иначе как очередной популистский шаг перед выборами и нежелание что-либо менять.
Игорь Мазепа, генеральный директор инвестиционной компании Concorde Capital.