В попытке увеличить или хотя бы сохранить на прежнем уровне доходы бюджета правительство предлагает внести в Налоговый кодекс ряд изменений, направленных на увеличение налоговых поступлений. На первый взгляд, ничего нетипичного – в "новейшую эпоху" начало такой практике положил закон № 1166 "О предотвращении финансовой катастрофы…", за которым последовала череда других.

Однако, целью законопроекта № 4309а "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины…", зарегистрированного в парламенте 21 июля, похоже, является не простое "латание дыр". Предложенные правительством подходы могут повлиять на весь налоговый "ландшафт".

Институты совместного инвестирования: есть ли жизнь без льгот

Кабмин предлагает упразднить специальный режим налогообложения для институтов совместного инвестирования (ИСИ) и фондов операций с недвижимостью (ФОН):

- доходы ИСИ и ФОН от проведения операций с их активами будут включаться в базу для налога на прибыль;

- при выплате дивидендов ИСИ будут платить авансовый взнос по налогу на прибыль.

Это уже не первая попытка государства устранить схемы налоговой оптимизации с привлечением ИСИ (которые давно окрестили "внутренним офшором"). Традиционно инициативы о пересмотре налогового режима для ИСИ вызывали недовольство заинтересованного бизнеса. Распространённый аргумент в пользу ИСИ – освобождённая от налогов прибыль остаётся в Украине, а не выводится за рубеж. Также критики утверждают, что упразднение специального режима ИСИ приведет к сворачиванию инвестиционных проектов и потере инвесторов. Довольно проблематично оценить, насколько эти прогнозы оправданы.

Вероятно, правительство попыталось предупредить часть критических замечаний - законопроект предусматривает продление действия специального режима налогообложения в отношении процентных доходов ИСИ и ФОН, созданных для финансирования строительства, до 1 января 2017 года (хотя формулировка данной нормы может сделать проблематичным её применение на практике).

Операции с ценными бумагами: новая старая ставка

К операциям с ценными бумагами и деривативами снова предлагается применять общую ставку налога на прибыль (сейчас – 10%).

Очевидно, что эта инициатива не всех порадует, но у неё есть, по крайней мере, один безусловный "плюс". Как известно, один из критериев контролируемых операций для целей трансфертного ценообразования - уплата контрагентом налога на прибыль или НДС по ставке, отличающейся от основной. Формально все компании, осуществляющие операции, облагаемые по ставке 10%(вне зависимости от объёма таких операций), автоматически попадают в категорию "контролируемых" контрагентов. Соответственно, с упразднением ставки 10% эта проблема будет устранена. Хотя вопросов, связанных с "нестандартными" ставками налога на прибыль и НДС, остаётся ещё немало.

Раз уж авторы законопроекта решили облагать операции с ценными бумагами и деривативами налогом по общей ставке, возможно, стоило бы заодно упростить порядок их налогового учёта. А заодно - отменить акциз на такие операции

Льготы по налогу на прибыль: все меньше

Кабмин предлагает упразднить льготы по налогу на прибыль для следующих категорий налогоплательщиков:

- предприятий топливно-энергетического комплекса;

- предприятий водо-, теплоснабжения и водоотведения;

- предприятий электроэнергетики, которые производят электрическую энергию из возобновляемых источников (временное освобождение до 2021 года);

- гостиниц категорий "три звезды" и выше (временное освобождение до 2021 года).

Учитывая необходимость повышать энергоэффективность – решение достаточно спорное.

Освобождение от НДС: нет ничего более постоянного, чем временное

До 1 января 2015-го предлагается продлить временный режим освобождения от НДС операций с зерновыми и техническими культурами. Ранее планировалось, что временный режим будет действовать до 1 октября 2014 года, а потом его сменит постоянно действующая норма, предусматривающая общие ставки НДС для первой и второй поставок и освобождение для всех последующих.

Не вдаваясь в подробности, отмечу, что сформулированные Кабмином предложения оставляют простор для интерпретаций относительно того, какой же режим налогообложения будет применяться с 1 января 2015 года.

Впрочем, правила налогообложения зерновых и технических культур пересматриваются законодателями с такой регулярностью, что эта версия имеет не так уж много шансов стать окончательной.

Больше налогов для крупных сельхозпроизводителей

По проекту, с 1 января 2015 года специальный режим НДС и фиксированный сельскохозяйственный налог (ФСН) будут доступны меньшему количеству плательщиков. Крупным сельхозпроизводителям (у которых сельскохозяйственные поставки за предшествующие 12 месяцев превышают 20 млн. грн. и/ или площадь сельскохозяйственных угодий в собственности или пользовании превышает 1 тыс. га) придётся платить по общим правилам НДС и все налоги, от которых освобождает уплата ФСН.

Добросовестный контроль за соблюдением законов и реальная неотвратимость наказания за уклонение от налогов способны обеспечить доходы бюджета в размере не меньшем, чем всевозможные повышения ставок

Для "некрупных" предприятий ситуация со спецрежимом по НДС тоже может ухудшиться. Сейчас сумма НДС-обязательств полностью остаётся в распоряжении сельскохозяйственного предприятия, а по новым правилам 20% от задекларированных обязательств придётся отдавать в бюджет.

К тому же, из перечня видов деятельности, на которые распространяется действие спецрежима, исключили лесозаготовку и вырубку леса.

Акциз на "нео-алкогольные" продукты

Законопроект расширяет определение "алкогольных напитков". Теперь в перечень попадают не только собственно напитки, но и некоторые продукты питания с содержанием спирта не менее 8,5%: ароматические настойки (код УКТЗЕД 2103 90 30 00) и прочие продукты питания (код УКТЗЕД 2106 90 – весьма разношёрстная категория, включающая среди прочего составные спиртовые продукты и сахарные сиропы). Такие товары предлагается облагать акцизным налогом с маркировкой акцизными марками. На них будут также распространяться прочие правила маркировки алкогольных напитков.

Плата за использование недр

В очередной раз предложено повысить плату за использование недр (правительство выполняет многократно озвученное обещание установить "справедливую плату" за пользование природными ресурсами). Увеличены ставки платы за добычу природного газа, реализуемого не для нужд населения, до 70% (вместо 28% и 15% - в зависимости от глубины добычи). Также изменена база налогообложения: если раньше базой была средняя таможенная стоимость импортного природного газа, то по новым правилам - предельный (максимальный) уровень цены на природный газ, реализуемый промышленным потребителям.

А для природного газа, реализуемого населению, неизменными остаются и база, и ставки (20% и 14% - в зависимости от глубины добычи). Неизвестно, надолго ли. Ведь это идёт вразрез с озвученными планами правительства.

Существенно может возрасти и плата за добычу нефти и газового конденсата. Ставки платы будут определяться в стоимостном (денежном) выражении (ранее – в процентах), с возможностью увеличения на корректирующий коэффициент.

Итого

Весьма вероятно, что законопроект в предложенном виде не будет поддержан парламентом. Слишком широк круг затронутых законопроектом интересов и очень уж значительны суммы, которые из чьих-то доходов могут превратиться в доходы бюджета. Однако уже сейчас можно прогнозировать, что тенденция, которую проиллюстрировал законопроект 4309а, сохранится. Ставки отдельных налогов будут предлагать повысить, льготы пересматривать (и по большей части упразднять), возможно, даже будут предложения вводить новые налоги.

Простой альтернативы предложенному правительством подходу, очевидно, нет. Государству для выполнения своих функций требуется много денег.

Делать ударение на неотвратимости наказания можно лишь в случае либерализации налоговых правил

Тем, кто принимает решения относительно налогов, важно определиться, какие налоги повысить и какие льготы отменить, чтобы не получить эффект, противоположный желаемому (а именно, уменьшение поступлений в бюджет из-за сворачивания бизнеса добросовестных налогоплательщиков вследствие чрезмерной налоговой нагрузки). Важный фактор, который нужно учитывать при реформировании, – повышение налогов не должно существенно снизить конкурентоспособность украинских товаров на внешних рынках. Особенно, если потери внешнего спроса не могут быть компенсированы на внутреннем рынке.

Подобные решения принимаются не только на основе арифметических расчетов – они требуют от принимающих решения чутья, жизненного опыта, удачливости, наконец.

Примечательно, что изложенные в законопроекте инициативы (налогообложение потребления, ресурсные налоги, пересмотр льгот) были анонсированы в проекте "Концепции реформирования налоговой системы" Минэкономики, которая хоть еще не утверждена, но активно обсуждается заинтересованными сторонами. Если правительство действительно планирует следовать Концепции, то можно ожидать, что за фискальными инициативами последуют шаги навстречу бизнесу – например, снижение единого социального взноса.

Также в Концепции упоминалась необходимость внедрения новых методов электронного администрирования НДС, которые могут стать эффективным инструментом борьбы с налоговыми ямами. Очевидно, увидим законопроекты и на эту тему.

Какую же налоговую систему мы можем получить, если правительство будет последовательно двигаться курсом, намеки на который просматриваются в законопроекте 4309а?

- Вероятно, эта система не будет обременена налоговыми льготами.

- Налоговые правила, загоняющие экономику в тень, будут изменены. В первую очередь, речь идет о нагрузке на оплату труда.

- Правила, создающие "внутренние офшоры", будут изменены (возможно, с предоставлением разумного переходного периода).

- Будет добавлен существенный элемент "электронизации" в систему контроля за исполнением налогового законодательства.

Добросовестный контроль за соблюдением законов и реальная неотвратимость наказания за уклонение от налогов способны обеспечить доходы бюджета в размере не меньшем, чем всевозможные повышения ставок.

Впрочем, делать ударение на неотвратимости наказания можно лишь в случае либерализации налоговых правил. Иначе, суровость законов будет уравновешиваться необязательностью их исполнения.

Владимир Котенко,
партнер, руководитель отдела налогообложения и юридических услуг
EY в Украине