27431_image_large.jpg

Акцентирование внимания на вопросе мнимого снижения размеров гарантий по вкладам физлиц, очевидно, было призвано отвлечь внимание вкладчиков от других, несколько сомнительных положений нового закона, вступающего в силу уже с 22 сентября 2012 года. Такое мнение высказывает эксперт международной юридической группы AstapovLawyers Юлия Яшенкова.

Она обращает внимание на то, что выплата гарантированных сумм возмещения по новому закону прекращается на дату внесения в Единый государственный реестр записи о ликвидации банка как юрлица. При этом никаких гарантий тем, кто обратился за деньгами до ликвидации, но не получил их, закон не дает.

Закон вносит некоторую сумятицу и в отношении вкладов в иностранных банках. Отметим, что речь идет именно об иностранных банках, а не учреждениях с иностранным капиталом. С одной стороны, вклады в иностранных банках возмещению не подлежат. С другой – деятельность филиалов иностранных банков, как и любых банков, подлежит лицензированию. Регулятор уполномочен не только отозвать лицензию, но и инициировать ликвидацию филиала. Таким образом, государство в лице Национального банка Украины имеет право ликвидировать филиал иностранного учреждения – и имеет право отказать в компенсациях его вкладчикам.

Напомним, что привлечение государственных финансовых ресурсов для выплаты возмещений по вкладам осуществляется лишь в случае уменьшения соответствующих собственных целевых средств Фонда гарантирования вкладов на 70% и более.

Кроме того, согласно действовавшему до сих пор законодательству, вклады членов набсовета, директоров и ревизионной комиссии банка, собственников существенной доли и аудиторов, а также третьих лиц, действующих от их имени, не подлежали возмещению. Новый закон не устанавливает никаких подобных ограничений, отмечает Яшенкова.