Транш на крови. Что ждет украинский фондовый рынок
Мир снова сжался в одну точку, пульсируя в центре украинской столицы. Снова Украина была в центре внимания всего мира, на первых полосах газет и в прямом эфире телевизионных каналов. А в самом Киеве вера сменялась отчаянием, надежда – страхом. Но главными сейчас остаются надежда, вера и любовь. Любовь к своей стране и ее людям, вера в ее будущее, надежда на то, что это будущее придет скоро и не заберет больше ни одной человеческой жизни. И еще - вера в то, что Украина может всё, и та картинка, которую комментируют на Блумберге, изменится в сторону восхищения новым Восточно-Украинским тигром (у нас же так любят котиков). В конце концов, украинцы способны на многое. Просто раньше мир видел Украину с другой стороны. А теперь приоткрывает занавес: как по телевизору, так и по бизнес-сводкам. И когда один украинец пытается (но у него не выходит) продать всю страну за 15 млрд. долларов, другой завершает сделку по продаже совсем свежего стартапа Фейсбуку за 16 млрд. долларов. При пересчете выходит 500 млн. долларов за голову каждого входящего в WhatsApp программиста, а сам пан Кум теперь будет сидеть в правлении Фейсбука. И его самолет примут в любом аэропорту мира. Вот оно, настоящее кумовство.
Продажа WhatsApp стала крупнейшим событием на мировых рынках на текущей неделе. На которых, несмотря ни на что, сохраняется позитивное настроение. Утро пятницы индекс S&P500 открыл на отметке в 1839 пунктов. В общем, коварные штаты все никак не хотят загнивать. Вот и индекс деловой активности в производственной сфере США от агентства Markit достиг в феврале рекордного максимума. Хотя кто этих американцев знает - они же коварные. Иногда сами штанги двигают, а иногда используют третьи силы и третьи страны. Страшные люди в госдепе додумались даже финнов втянуть в свою игру, видимо, в рамках сделки по Нокии. Вообще, с этой Финляндией – беда: ни тебе маленькой победоносной войны, ни большой победоносной Олимпиады. Но, понятно, не в финнах дело, а в коварных Штатах. Только так, и не иначе.
Коварная рука госдепа, конечно же, дотянулась и до украинского внешнего долга. Ее наверняка можно увидеть (если у вас не получится – смотрите РТР) в действиях Franklin Templeton, который продолжает наращивать свой портфель. Собственно, больше ему делать нечего, ибо цены продолжают валиться. А фонд продолжает ставить на красное. В казино такая система работает, когда у игрока есть бесконечное количество денег. Если сравнивать Фонд и бюджет Украины, то кажется, что необходимое условие выполняется. На текущей неделе не только S&P в очередной раз снизило рейтинг Украины (теперь - просто ССС), но и инвесторы заложили дефолт (пока его мягкий вариант) в цены. К утру пятницы доходность коротких суверенных еврооблигаций достигла 30%. Само собой, последовал и Нафтогаз. Рынок волатилен, и все может измениться в один момент, если инвесторы увидят, что широкий компромисс и План Маршала (25 млрд., как-никак) становится реальностью. Тогда мы увидим ралли, какого еще никогда не видели.
Но пока к этому надо только стремиться. В российские евробонды уже никто не верит. Условия по их получению выполнены не были, хотя руки у кого-то точно чесались. И эта чесотка дорого стоила… Речь, конечно, идет не о финансовых условиях, которые заключались в погашении долга за газ. Часть этого долга Нафтогаз погасил ($1,5 млрд. улетело из резервов, как чартеры из Жулян). К счастью, эти $2 млрд. не пришли и не увеличили губительный выпуск еврооблигаций до $5 млрд. Оценка украинских резервов уже опустилась куда-то в район $15 млрд.
Собственно, мысли о величине резервов продолжают подталкивать гривню вниз. Где на данный момент находится курс гривни, сказать трудно, но межбанк уже проскочил 9,15-9,20. И это - в условиях "чрезвычайного положения" на валютном рынке. Остается открытым вопрос, переключатся ли паникеры с муки и сухарей на депозиты. Закрытым пока является рынок облигаций. И до разрешения ситуации он продолжит блаженный сон. Но этот сон, равно как и нервный полудрем рынка акций, может быть затишьем перед бурей. Слишком глубоко в яме застала рынок эта ночь. Ночь, которая самая темная перед рассветом.
Сергей Фурса,
специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital