Развивающиеся рынки подошли к новой волне кризиса
Рост ВВП развивающихся рынков в нынешнем году замедлится до 5,7% по сравнению с 6,3% в прошлом году, сообщает BFM.ru со ссылкой на данные МВФ. Конечно, если сравнивать это с почти незаметным ростом развитых стран (1,4%) ситуация на развивающихся рынках выглядит не так плохо. Но не следует забывать, что до начала кризиса 2008 г. развивающиеся рынки росли в среднем на 8% в год.
На фоне кризиса в еврозоне Китай пытается поддержать глобальные усилия по облегчению доступа к кредитам, снижая учетную ставку. Именно так китайцы поступали четыре года назад после падения Lehman Brothers. К несчастью, тактика, сработавшая во время первой волны кризиса 2008 года, едва ли будет иметь тот же эффект сейчас.
Тогда волна кредитных ресурсов Китая и других развивающихся рынков "омыла" мировую экономику, вызвав бум спроса на чилийскую медь, немецкие автомобили и дорогую недвижимость — от Гонконга до Рио-де-Жанейро.
В настоящее время мир уже не может рассчитывать на подобную помощь со стороны развивающихся экономик, считает FT. У многих из этих стран нет прежней свободы маневра, что, в свою очередь, является следствием кредитной вольницы 2008 года, обернувшейся более высоким уровнем долгового бремени, опасениями новых пузырей на рынке недвижимости и токсичных долгов в результате непродуманных инвестиций.
Более того, если правительства все-таки выделят новые кредитные ресурсы, в настоящих условиях это не будет иметь столь серьезного эффекта — просто потому, что сейчас труднее найти хорошие инвестиционные проекты, уверена британская газета.
Как говорит глава подразделения развивающихся рынков Citigroup Дэвид Любин, "побочным эффектом наплыва инвестиций стал коллапс инвестиционной эффективности; в итоге сейчас требуется больший объем инвестиций для того, чтобы сгенерировать дополнительный процентный пункт ВВП, — при том, что одновременно необходимо привлекать больше кредитных ресурсов".
Китай возглавляет список развивающихся стран, правительство которых наращивает государственные заимствования. Китайский суверенный долг вырос с 20% от ВВП в 2007 г. до 26% в 2011 г., что породило на внутреннем рынке инфраструктурный бум и спрос на сырье.
Аналогичным образом поступила Польша: соотношение суверенного долга к ВВП выросло с 45% до 56%.
Некоторые другие страны, такие, как Бразилия и Индия, вступили в кризис с уже высоким уровнем госдолгов, поэтому вели себя осторожней. В любом случае подлинный кредитный бум в странах с развивающейся экономикой наблюдался, скорее, в частном, нежели в государственном секторе. Этому способствовали низкая учетная ставка и готовность банков кредитовать новые проекты.
Так, в Китае кредиты частному сектору выросли со 107% от ВВП в 2007 г. до 127% в прошлом году. За тот же период в, Бразилии, Турции и Польше кредиты частному сектору выросли на 20 процентных пунктов ВВП.
По данным за апрель текущего года частные кредиты росли на 20% в годовом выражении в России, Колумбии, Индонезии и Турции. В Бразилии кредиты частному сектору растут на 23% в год, несмотря на очевидные проблемы – в частности, в автокредитовании отмечается рост числа мошенничеств.
Страны, в которых наблюдается более медленный рост кредитования, являются исключением. Это Южная Корея, где пик доступных кредитов был отмечен несколько ранее и уже имел болезненные последствия, а также Индия, где вследствие высокого уровня инфляции сохраняются высокие учетные ставки.
Там, где продолжается рост задолженности частного сектора, важно отслеживать скорость этого роста, говорят аналитики. Слишком быстрый рост может свидетельствовать о слабом контроле и спекуляции на рынке недвижимости, что, в свою очередь, чревато образованием токсичных долгов и неудачных инвестиций.
Например, в Китае весь объем кредитов вырос в 2009 наполовину. И то же самое произошло в следующем году.
По подсчетам Citigroup, за период с 2002 по 2008 гг. на одну дополнительную единицу роста ВВП Китая требовалось четыре единицы инвестиций. С 2009 по 2011 гг. это соотношение возросло до 1:5. С точки зрения кредитования, тот же процесс выглядит еще более красноречиво. До 2008 г. на единицу прироста ВВП требовалось 1,8 единицы кредита; в 2009-2011 гг это соотношение выросло до 1:3,6.
Когда экономика растет быстро, неэффективность легче преодолеть. Однако теперь с учетом замедления роста на развивающихся рынках выявляется подлинная тяжесть бремени, образовавшегося во время кредитного бума.
Быстрый рост кредитной задолженности "зачастую остается в тени финансового кризиса", говорится в аналитическом докладе Bank for International Settlements (BIS). В документе, в частности, говорится, что обслуживание долгов домохозяйств и компаний в Бразилии, Китае, Турции и Индии находится на самом высоком уровне с конца 1990-х, когда в Азии начался кризис, отозвавшийся в России дефолтом 1998 года.
С другой стороны, порожденные с 2008 года центробанками "денежные цунами", как выражается FT, не привели к устойчивому росту в развитых странах. Что, в частности, не способствует доверию в развивающихся экономиках, ориентированных на экспорт.