Мировая экономика-2014: медленный рост и малые риски
Для мировой экономики прошедший 2013 год стал таким же трудным, как и предыдущие. Экономический рост развитых стран остался ниже среднего, с ростом производительности труда в среднем около 1% в год, а многие рынки развивающихся стран испытали замедление - 4,8% роста считается ниже среднего. Чего ожидать глобальной экономике от 2014-го после года низкого мирового экономического роста, составившего в целом 2,9%?
Есть и хорошие новости: экономическое производство улучшится, хоть и в скромных размерах, как в странах с развитой экономикой, так и у развивающихся стран. Развитые экономики будут расти с годовым темпом ближе к 1,9%, извлекая выгоду из болезненного сокращения доли займа средств у частного сектора (частников, банков, а также нефинансовых фирм), которое длилось половину десятилетия, из меньших налоговых изъятий (за исключением Японии), и за счет поддержания гибкой денежно-кредитной политики.
Более того, так называемые "хвостовые риски" (тяжелые удары по экономике, но имеющие незначительную вероятность возникновения) будут менее ощутимыми в 2014 году. К примеру, угрозы краха еврозоны, второго дефолта правительства или противостояния о потолке госдолга в Соединенных Штатах, "жесткой посадки" в Китае, или войны между Израилем и Ираном из-за распространения ядерного оружия, будут гораздо более сдержанными.
Тем не менее, большинство стран с развитой экономикой (США, еврозона, Япония, Великобритания, Австралия и Канада) будут едва достигать потенциала своего экономического роста, или и вовсе не достигнут его. Частники, банки и некоторые нефинансовые фирмы в большинстве стран с развитой экономикой до сих пор обременены высокими коэффициентами долгов, что означает продолжение сокращения доли заемных средств. Высокие дефициты бюджета и государственного долга заставят правительства продолжать болезненную корректировку налоговой политики. А отсутствие определенности в политике и правилах регулирования поставят под контроль личные инвестиционные расходы.
Прогноз на 2014 год отягощен долгосрочными ограничениями. Действительно, в связи с неблагоприятным влиянием на рост производства после лет недостаточных инвестиций в человеческий и промышленный капитал, надвигается риск полосы стагнации во многих развитых экономиках. И структурные реформы, которые нужны этим странам для ускорения роста их потенциала, будут осуществляться слишком медленно.
Даже с низкими "хвостовыми рисками" фундаментальные проблемы еврозоны остаются нерешенными: низкий рост потенциала, высокий уровень безработицы, по-прежнему высокие и растущие уровни государственного долга, потеря конкурентоспособности и медленное снижение затрат на рабочую силу (чему не помогает высокий курс евро), крайне жесткие ограничения на кредиты благодаря постоянному сокращению доли заемных средств банков. Помимо этого, прогресс в создании банковского союза будет медленным, так как никаких шагов не будет предпринято для установления фискального союза, даже с ростом усталости от политики мер экономии и политических рисков на периферии еврозоны.
В Японии администрация премьер-министра Синдзо Абэ добилась значительного прогресса в преодолении почти двух десятилетий дефляции именно благодаря смягчению денежно-кредитной политики и налогово-бюджетной поддержке. Основные неопределенности вытекают из грядущего повышения налогов на потребление и медленной реализации третьей "стрелы" в "Абэкономике", а именно структурных реформ и либерализации торговли.
В США экономические показатели в 2014 году будут улучшаться благодаря сланцево-энергетической революции, улучшению рынков труда и жилья, а также уходу от импорта к собственному производству. Однако, риски появляются в результате политического тупика в Конгрессе (особенно учитывая предстоящие промежуточные выборы в ноябре), который будет продолжать ограничивать прогресс политики долгосрочной фискальной консолидации. Способствует появлению рисков отсутствие ясности в запланированном отходе Федеральной резервной системы от так называемого количественного смягчения и политики нулевых процентных ставок, а также нормативные неопределенности.
Трудности развивающихся рынков в 2013 году отражены в нескольких факторах, включая экономический спад Китая, конец суперцикла на сырьевые товары и падение роста потенциала в связи с задержками ввода в действие структурных реформ. Помимо этого, несколько крупных стран с развивающейся экономикой сильно пострадали весной и летом, после сигнала ФРС о предстоящем отходе от QE, который вызвал разворот потока капитала. Тем самым были продемонстрированы слабые стороны мягкой денежно-кредитной, налогово-бюджетной и кредитной политики в годы бума дешевых денег и изобилия вложений.
Страны с развивающейся экономикой будут расти быстрее в 2014 году, ближе к 5% в годовом исчислении, по нескольким причинам. Более быстрое экономическое возрождение в развитых странах будет стимулировать импорт из развивающихся рынков. Отход ФРС от QE будет медленным, сохраняя низкие процентные ставки. Политические реформы в Китае будут ослаблять риск жесткой посадки. Многие развивающиеся рынки находятся по-прежнему в стадии урбанизации и индустриализации, а их растущие средние классы будут употреблять все больше товаров и услуг.
Тем не менее, некоторые страны с развивающимися рынками, а именно - Индия, Индонезия, Бразилия, Турция, Южная Африка, Венгрия, Украина, Аргентина и Венесуэла - останутся нестабильными в 2014 году в связи с крупным внешним и бюджетным дефицитом, замедлением роста, показателем инфляции ниже целевого и политической напряженностью, связанной с выборами. Некоторые из этих стран, например Индонезия, недавно провели политические реформы и поэтому будут подвержены меньшим рискам. Хотя их экономический рост и рынки активов остаются зависимыми от политики и политической неопределенности, а также от возможных внешних потрясений.
Наиболее эффективными развивающимися рынками (с наименьшими макроэкономическими, политическими и финансовыми недостатками) являются: Южная Корея, Филиппины, Малайзия и другие азиатские промышленные страны-экспортеры; Польша и Чехия в Европе; Чили, Колумбия, Перу и Мексика в Южной Америке; Кения, Руанда и несколько других стран Африки южнее Сахары; а также страны-экспортеры нефти Персидского залива.
Наконец, Китай будет поддерживать ежегодный рост выше 7% в 2014 году. Но, несмотря на реформы, изложенные на третьем Пленуме ЦК Компартии, движение модели экономического роста Китая от политики фиксированных инвестиций к частному потреблению будет происходить слишком медленно. Многие заинтересованные лица, в том числе местные органы власти и государственные предприятия, сопротивляются изменениям. Состояние огромного объема частных и государственных долгов ухудшится, и у руководства страны разделились мнения о том, как быстро должны быть реализованы реформы. В конечном счете, хотя Китай будет избегать жесткой экономической посадки в 2014 году, его среднесрочные перспективы тревожны.
В целом, мировая экономика будет расти быстрее в 2014 году, а "хвостовые риски" будут ниже. Но рост будет оставаться слабым в большинстве стран с развитой экономикой, разве что за исключением США. Нестабильность развивающихся рынков - в том числе нечеткие усилия Китая в восстановлении экономического равновесия - может стать тормозом для роста мировой экономики в последующие годы.
Нуриэль Рубини,
председатель Фонда мировой экономики им. Нуриэля Рубини,
профессор экономики в Stern School of Business при Нью-Йоркском университете
Project Syndicate, 2014