Путь через минное поле Еврозоны
Недавно группа из почти 100 выдающихся европейцев написала открытое письмо лидерам всех 17 стран еврозоны. В большом письме говорится о том, что европейские лидеры теперь, похоже, поняли, что больше не могут откладывать насущные проблемы на завтра. И, что не менее важно, они теперь понимают, что недостаточно позаботиться о финансировании правительствами своих долгов по разумным процентным ставкам. Также они должны учитывать слабость банковской системы Европы.
Действительно, в Европе банковские и государственные долговые проблемы склонны к самовосстановлению. Снижение стоимости государственных облигаций обнажило проблему недостаточной капитализации банков. В то же время, вероятность того, что правительства должны будут финансировать банковскую рекапитализацию, способствовали увеличению премий за риск по государственным облигациям. Столкнувшись с перспективой привлечения дополнительного капитала в момент, когда их акции продаются лишь за часть балансовой стоимости, банки имеют мощный стимул для сокращения своих балансовых отчетов путем изъятия кредитных линий и сокращения кредитных портфелей.
В настоящее время европейские лидеры рассматривают возможный план действий. Их следующий шаг будет судьбоносным - он либо успокоит рынки, либо толкнет их к новым крайностям. Все согласны с тем, что Греция нуждается в упорядоченной реструктуризации, поскольку беспорядочный дефолт может привести к экономическому обвалу в еврозоне. Но, когда речь идет о банках, я беспокоюсь, что лидеры еврозоны рассматривают несколько неприемлемых шагов.
В частности, они говорят о рекапитализации банковской системы, но не гарантируют ее. И они хотят сделать это с каждой страной поочередно, а не с еврозоной в целом. А для этого есть хорошая причина: Германия не хочет оплачивать рекапитализацию французских банков. Но, в то время как канцлер Ангела Меркель вправе настаивать на этом, это указывает ей неправильное направление.
Позвольте мне показать более точный путь, который позволил бы Европе пройти через это минное поле. В первую очередь банковской системе нужны гарантии, и только затем - рекапитализация. Правительства не могут позволить себе рекапитализировать банки в настоящее время, поскольку они столкнулись бы с нехваткой средств для решения проблем с государственными долгами. Рекапитализация банков была бы гораздо доступнее после ослабления кризиса, и государственные облигации и акции банков вернулись бы к более нормальным уровням.
Правительства могут, однако, обеспечить надежные гарантии, если взять во внимание их возможность влияния на налоговую систему. Для запуска этих рычагов влияния еврозоне необходим новый, юридически обязывающий договор - не изменения в Лиссабонском договоре (что натолкнулось бы на множество препятствий), а новое соглашение. Но для проведения переговоров и ратификации такого соглашения потребуется время. При этом правительства могут призвать вмешаться Европейский центральный банк, гарантами которого выступают государства-члены еврозоны на пропорциональной основе.
В обмен на гарантии, крупные банки из еврозоны должны согласиться соблюдать инструкции ЕЦБ. Это радикальный, но необходимый шаг в сложившихся обстоятельствах. Действуя согласно требованиям государств-членов, ЕЦБ имеет достаточную силу убеждения: он может закрыть свое дисконтное окно для банков, и правительства могли бы разобраться с учреждениями, которые отказываются сотрудничать.
Затем ЕЦБ мог бы дать банкам инструкции по сохранению своих кредитных линий и кредитных портфелей при строгом мониторинге рисков, которые они берут на себя. Это устранило бы одну из двух основных движущих сил нынешних потрясений на рынке.
С другой движущей силой, недостаточным финансированием государственного долга, ЕЦБ мог бы справиться, понизив учетную ставку, тем самым стимулируя проблемные правительства к выпуску казначейских векселей, а также поощряя банки к присоединению (идеей я обязан Томмазо Падоа-Скиоппа). Государственные краткосрочные облигации (ГКО) могут быть проданы ЕЦБ в любое время, что делает их равносильными наличным, но, пока они дают больше, чем депозиты в ЕЦБ, банкам было бы выгодно хранить их. Правительства могли бы удовлетворить свои потребности в финансировании в рамках согласованных лимитов по очень низкой стоимости в течение этого периода чрезвычайного положения, и ЕЦБ не нарушал бы Статью 123 Лиссабонского договора.
Этих мер было бы достаточно, чтобы успокоить рынки и привести острую фазу кризиса к концу. Рекапитализацию банков необходимо отложить до тех пор; только дыры, созданные путем реструктуризации долга Греции, должны быть залатаны немедленно. В соответствии с требованием Германии, дополнительный капитал должен вначале поступить от рынка, а затем – от правительств отдельных стран и от Европейского фонда финансовой стабильности только в качестве последнего средства, тем самым сохраняя ресурсы в Европейском фонде финансовой стабильности (ЕФФС).
Новое соглашение по еврозоне, принятое в спокойной атмосфере, должно не только закрепить практику, введенную во время чрезвычайного положения, но и заложить основу для стратегии экономического роста. Во время периода чрезвычайного положения госбюджетные сокращения расходов и жесткие экономические меры неизбежны; но, в долгосрочной перспективе, долговое бремя станет неустойчивым без роста.
Джордж СОРОС,
финансист, председатель правления Фонда Сороса и Института открытого общества
© Project Syndicate
От редакции:
Публикацией колонки известного финансиста Джорджа Сороса, портал ЛІГА.net начинает сотрудничество с Проектом Синдикат – международным сообществом печатных и сетевых медиа. В рамках этого сотрудничества мы будем знакомить наших пользователей с мнением финансистов, политиков и экспертов с мировым именем. Тематика их публикаций – новая мировая экономика, глобальные финансы, еврономика.