Без дна: не слишком ли дорого обходятся Украине ее госбанки
46747_image_large.jpg

Кабинет министров Украины принял решение о докапитализации двух госбанков Ощадбанка и Укрэксимбанка почти на 15 млрд грн. По результатам стресс-тестирования Национального банка Украины капитал Ощадбанка увеличат на 4,96 млрд грн (до 34,8 млрд грн), Укрэксимбанка — на 9,32 млрд грн (до 31 млрд. грн). "Это обеспечит стабильность двух основных государственных банков, это обеспечит объемы кредитования и это даст возможность развиваться украинской экономике", - заявил на заседании Кабмина премьер министр Украины Арсений Яценюк. "Потребность в докапитализации госбанков возникла в связи с ухудшением качества кредитов, выданных ряду крупных заемщиков. Эта сумма необходимы для достижения госбанками уровня адекватности капитала 5% до конца августа 2016 года", — сообщили ЛІГА.net в пресс-службе Нацбанка.

Щедрый акционер

Правительство очень щедрый собственник банков. "Можно сказать, что Ощадбанку с акционером повезло, потому что такой акционер, как государство, очень легко дает ему капитал. В прошлом году Ощадный банк докапитализировали на 12,5 млрд грн. Кто еще может так легко получить деньги?", —задавала риторический вопрос в декабрьском интервью ЛІГА.net глава НБУ Валерия Гонтарева. За последние два года Кабмин выделил госбанкам (Ощадбанку, Укрэксимбанку, Укргазбанку) в общем 21 млрд грн. С учетом нынешних вливаний сумма подбирается к 36 млд грн.

Куда уходят эти деньги?

Увеличение капитала в прошлом году, еще можно обосновать. "Массивное вливание в размере 17 млрд в Ощадбанк и Укрэксимбанк было обусловлено во многом необходимостью компенсировать потери от аннексии Крыма. Например, $500 млн задолженности по проекту солнечных электростанций, выданных Ощадбанком (конечным получателем были компании близкие к братьям Клюевым – ред. )", — рассказывает аналитик банковского рынка компании ICU Михаил Демкив.

Нынешняя щедрость правительства вызывает больше вопросов. Согласно отчетности за III квартал 2015 года, у обоих банков норматив достаточности капитала (Н2) был на уровне 13% при минимально допустимом 10%. Для сравнения, у банков с иностранным капиталом показатель Н2 сопоставим с нормативом госбанков. У Райффайзен Банка Аваль Н2 составляет 13,23%, у УкрСиббанка – 13,14%. По словам главы правления УкрСиббанка, Филиппа Дюмеля по результатам стресс-тестирования, докапитализация Укрсиббанку не требуется. После докапитализации норматив адекватности у Ощадбанка поднимется до 17%, а Укрексима – 22%, без учета формирования новых резервов IV квартале.

Портфельный управляющий ИК Adamant Capital Константин Вьюшинский, предполагает, что Ощадбанк и Укрэксимбанк могли бы нормально функционировать и без нынешней докапитализации. "В тоже время на госбанки пристально смотрят держатели еврооблигаций, которые пережили в прошлом году реструктуризацию. Как раз для них отчетность имеет значение. И по-видимому поэтому было принято решение "причесать" балансы банков", — говорит Вьюшинский.

Тем более, что банки потребности в ликвидности сегодня не испытывают. На корсчетах НБУ порядка 40 млрд. грн плюс свыше 80 млрд. грн на депозитных сертификатах Нацбанка. "Банки, риск-менеджмент которых и модель корпоративного управления соответствует международным стандартам, не смогут принять новые кредитные риски. А просто государственные средства вливать в очередные "прожекты" поддержки, ни к чему не приведет", — уверен глава рады Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек.

Конечно, исходя из сложной экономической ситуации, эти деньги не будут лишними для банка. "Но прежде чем их давать, нужно было спросить, куда делись средства, которые вливались в банки в прошлом году", — считает глава аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.

Минфину следовало бы взять пример поведения МВФ в отношении Украины. "Кредиторы, как с нами поступают. Они говорят, давайте вы сначала покажете результаты борьбы с коррупцией, а потом мы вам денег дадим. Так и с госбанками, нужно сначала было попросить их показать результаты работы, проверить все, а потом давать деньги. Кстати, мне кажется, что МВФ не будет в восторге от этой идеи", — говорит Паращий.

Плохой результат

Хвастаться госбанкам пока нечем. Они стабильно рапортуют об убытках. По итогам трех кварталов 2015 года Ощадбанк показал убыток 5,4 млрд грн, Укрэксимбанк – 8,3 млрд грн. Несмотря на отрицательные показатели работы Ощадбанк проводит масштабный ребрендинг отделений и широкомасштабные рекламные акции. Андрей Пышный в интервью ЛІГА.net, заявлял, что убыток сформирован исключительно за счет увеличения резервов. "Резервы – это очень субъективная вещь. Но у госбанков сложилась практика завышать резервы с целью, попросить больше денег", — говорит Паращий.

За три квартала прошлого года Ощадбанк увеличил резервы по кредитам юрлиц на 40% до 32,7 млрд грн. В результате резервами покрыто более 30% всех кредитов выданных юрлицам. По кредитам физлиц резервы составляют 55%. В том же УкрСиббанке, у которого портфель физлиц сильно испорчен валютной ипотекой, резервы по займам физлиц составляют всего 22%. В крупнейшем розничном банке страны Приватбанке – 2,5%. По оценкам Паращия, госбанки на конец 2015-го были достаточно зарезервированы.

По словам экс-сотрудника НБУ, знакомого с ситуацией со стресс-тестированием Ощада, банк особо не стремится улучшить качество портфеля, так как, в этом случае ему пришлось бы расформировывать резервы. "Они не только плохо работают с проблемкой они ее сами и создают. На самом деле им докапитализация не нужна", — говорит собеседник ЛІГА.net.

По его словам, дискуссия между НБУ и Ощадбанком совместно с Минфином началась еще в конце лета. НБУ был изначально против выделения этой суммы. Но Министерство Финансов совместно с госбанками отстояло свою точку зрения.

Впрочем в Ощадбанке эти обвинения опровергают. "В банке очень тщательно работают с проблемной задолженностью. В 2015 году в Ощадбанке показатель возврата проблемных кредитов вырос в три раза", — говорит Андрей Пожидаев директор департамента реструктуризации задолженности и взыскания Ощадбанка.

Впрочем, если НБУ против, то он может вставить палки в колеса госбанкам. "Вопрос, кому Ощадбанк и Укрэксимбанк продадут облигации. Если НБУ и МВФ не согласны с таким решением правительства (а их позиция по єтому поводу пока нам неизвестна), то НБУ покупать эти облигации не будет. И у госбанков могут возникнуть проблемы с продажей. 15 млрд грн это не маленькие деньги. В рынок их продать по номиналу невозможно", — говорит Паращий.

Вчера, во время пресс-брифинга Гонтарева, заявила, что НБУ не будет монетизировать эти облигации.

Давай еще!

Но и эта докапитализация госбанков, скорее всего, не будет последней. По мнению Демкива (аналитик банковского рынка компании ICU), этим банкам понадобится дополнительное вливание капитала в 2017 году. Правда, в значительно меньшем объеме. "В 2016 году я ожидаю большие убытки обоих банков из-за невозможности отдельных крупных заемщиков рассчитаться по кредитам", — прогнозирует Демкив. Например, кредит группе Креатив. Его задолженность перед госбанками составляет более $400 млн ($109 млн Укрэксима и $313 млн Ощадбанка). "Не только западные банки страдают от нефункционирующей судебной системы и незащищенности прав кредиторов. В случае госбанков, расплачиваться за эту неэффективность приходится средствами налогоплательщиков", — говорит Демкив.

Татьяна Писаная