Бюджет Европы. Курс на озеленение
Какими бы предсказуемыми ни казались сложные переговоры, происходящие в европейской политике, их итог может удивить. Важнейший саммит Европейского Союза, цель которого - утверждение бюджета ЕС на 2014-2020 годы (так называемый многолетний финансовый план развития - MFF), состоится в конце этой недели.
Прежде чем хоть одно слово было произнесено по сути, европейцы принялись вздыхать по поводу того, что переговоры в Брюсселе будут "жестокими". Право вето может быть использовано государствами в угрожающих количествах. К сожалению, такие разговоры способны накликать беду.
Рассмотрим конкретный пример. Группа крупных компаний, базирующихся в различных странах ЕС – такие как Tesco, Shell, Barilla и Philips – настаивают на том, чтобы 20% затрат было направлено в 2014-2020 годах на экологию и сокращение выбросов углерода. Национальные европейские правительства уважают мнение этих компаний и выслушивают его практически ежедневно. Но когда дело доходит до MFF, европейские национальные лидеры, кажется, остаются к ним глухи. Создается впечатление, что основная цель нового бюджета – сэкономить на чем угодно и любой ценой.
В западной части ЕС, где расположены страны-доноры, обсуждение MFF по-прежнему сконцентрировано на том, насколько можно сократить предложенный Европейской Комиссией бюджет в 1,033 триллиона евро (1,3 триллиона долларов США) на 2014-2020 годы. В то же время практически ничего не говорится о более важном и более существенном предложении Комиссии: направлении 20% расходов на разработку проектов и инициатив, которые могут способствовать развитию эффективного использования ресурсов, защитить окружающую среду в Европе.
"Зеленый" MFF должен затронуть как минимум три аспекта. Увеличение доли рабочих мест в энергетике. Сокращение расходов на электроэнергию для домашних хозяйств по всей Европе. Сокращение выбросов парниковых газов, о чем договорились все страны ЕС в рамках их обязательств "Европа-2020".
"Зеленая" статья в расходах ЕС уже пустила корни. Во Франции, например, общественные жилищные организации быстро приняли решение направить средства ЕС в размере 320 млн евро на улучшение энергетической эффективности жилищного фонда. Это европейское финансирование привело к появлению дополнительных инвестиций в размере 2,2 млрд евро. В итоге было создано 15 тыс. рабочих мест и позволило сэкономить 98 евро в месяц на каждое домохозяйство благодаря среднему снижению расходов на отопление на 40%.
Недавно Майкл Хеселтин, бывший министр в правительстве Маргарет Тэтчер, подчеркнул важность энергии ветра для бедных районов Великобритании, таких как северо-восток Англии. И все же Лондон так и не понял, что правильное распоряжение европейскими инвестиционными фондами содаст возможности для создания более сильного бизнеса и повышения конкурентоспособности в технологиях будущего. Вместо этого переговорщики в своем стремлении к экономии могут отправить в мусорное ведро проекты, от которых зависит благополучие 500-миллионного населения Европы.
Со времен создания Европейского объединения угля и стали (прообраза нынешнего ЕС) мы прошли долгий путь. Но сегодня нам приходится создавать экономику ЕС заново. И эта экономика должна быть "зеленой".
Члены правительства ЕС должны увидеть картину целиком и понять все это до начала саммита. Общее благо Европы сегодня под угрозой.
Жак Делор, экс-президент Европейской комиссии и бывший экс-министр Франции по экономике и финансам, основатель и президент института Жака Делора, Париж
©Project Syndicate, 2012