Гривна уходит в свободное плавание
С четверга, 5 февраля, НБУ отменяет ежедневные индикативные аукционы по продаже валюты, результаты которых служили ориентиром для регулятора при формировании официального курса гривни и точкой отсчета для рынка при определении курсов покупки-продажи валюты на межбанковских торгах и в кассах банков. Итак, гривня отправляется в свободное плавание, а банки отныне вольны торговать валютой по рыночному курсу. О том, что означает для рынка отмена индикативного курса национальной валюты, ЛІГАБізнесІнформ рассказали сами банкиры, правда, пожелав остаться неназванными.
Казначей крупнейшего банка
Результатом отмены индикативного курса гривни станет подорожание доллара.
Возможная динамика курса гривни будет выглядеть так: в первый день торгов на межбанке, предположительно, он будет торговаться на уровне 19-20 грн/долл. Можно ожидать, что экспортеры начнут больше продавать валюты. Но, надо понимать, далеко не все импортеры захотят покупать доллар по 20 грн. В результате, часть спроса уйдет с рынка. Начнется процесс балансирования валютного рынка. Правда, я думаю, полной сбалансированности не будет. Дефицит валюты сохранится из-за неготовности экспортеров продавать выручку.
Думаю, после первоначального скачка курс доллара продолжит ежедневно плавно расти: 20 – 21 – 22 – 23 грн/долл. На уровне около 25 грн рост курса доллара может остановиться, после чего начнется откат. Но, надо понимать, все это чисто теоретические рассуждения. Никто не знает, сколько валюты спрятано за пределами страны, сколько ее может вернуться в страну. После курсового отката можно будет ожидать периода стабильности – в течение месяцев двух. Потом, наверное, стоит ожидать очередного скачка.
Как это все переживут банки? Опять нужно будет доформировывать резервы под проблемные валютные кредиты, очередная порция заемщиков не сможет обслуживать займы в валюте. В этой ситуации банки будут продолжать конвертировать валютные кредиты в гривню.
При этом собственникам валютных депозитов переживать не стоит. За исключением некоторых крупных украинских банков проблем с выдачей валютных депозитов у финучреждений быть не должно. Проблемы могут быть у тех банков, которые привлекали гривню с обязательством конвертировать ее в валюту.
Замглавы правления небольшого банка
Уход от многокурсия – благое дело. А вопрос, будет гривня укрепляться или ослабевать, - не принципиален. Значительно более важна возможность приобрести валюту и рассчитаться по контрактам. Если курс будет реальным отображением баланса спроса и предложения, то любой импортер сможет купить валюту на рынке. Экспортеры же будут понимать, что свою валютную выручку они смогут продать по максимально выгодной цене – той, которую готовы платить импортеры, а не по той, которая существует в видении НБУ. Соответственно, дальнейшую динамику курса гривни на данный момент прогнозировать сложно - она будет зависеть от баланса спроса и предложения.
У экспортеров снизится мотивация держать валюту в неработающем активе за рубежом (ведь в этом случае они хоть и не рискуют курсом, но и не зарабатывают на товарообороте). В условиях, когда курс может откатиться и до 20, и до 19 грн/долл., экспортерам нет никакого резона держать валюту за рубежом. Это обеспечит увеличение предложения валюты для удовлетворения отложенного спроса и, соответственно, снижение стоимости доллара.
Несмотря на то, что в условиях тотального импорта ослабление гривни в очередной раз больно ударит по потребителю, это будет полезно для экономики. В условиях единого курса можно будет говорить об адекватных макроэкономических расчетах и прогнозах. Сейчас же государство базирует все свои макроэкономические расчеты на некоем виртуальном курсе, который де-факто не имеет никакой связи с реальностью.
Что касается ожидаемой динамики курса гривни, - думаю, что после первоначально роста до отметки около 23 грн/долл. будет большой отскок до уровня, скорее всего, ниже 20 грн/долл. Все это может произойти в ближайшие две недели.
Отмена индикативного курса – очень правильная инициатива. Кроме того, если НБУ откажется от продления административных ограничений на снятие валютных вкладов, то народ понесет валюту в банки, что автоматически укрепит гривню.
Что касается возможной динамики цен на импортные товары, - думаю, они даже снизятся, поскольку в нынешних условиях неопределенности предприниматели закладывают в цену товаров и услуг завышенный курс доллара как страховку от возможных потерь. В условиях валютной стабильности бизнес будет снижать закладываемую в цену "страховку за риск".
Финансовый эксперт
Благими намерениями вымощена дорога в ад. Действительно, индикативный курс надо отменять. Но возникает проблема: если курс в банковских кассах и на черном рынке будет одинаковым, но в кассах дополнительно будут взимать взнос в Пенсионный фонд и требовать идентификационные документы, то "менялы" окажутся в более выгодном положении, чем банки. В результате, Пенсионный фонд останется без денег, а черный рынок будет продолжать существовать.
Вторая проблема – ограничения на покупку наличной валюты. Их нужно отменять, дабы выбить козырь из рук валютных спекулянтов, продающих любые суммы валюты, да еще и без идентификации личности покупателя. В результате, повысятся поступления в Пенсионный фонд.
Третья проблема: как будет устанавливаться официальный курс гривни. Существование двух курсов – официального и межбанковского – принципиально не меняет существующую ныне ситуацию многокурсия. "Подтягивание" же официального курса до уровня межбанковского чревато разрывами в балансах банков, необходимостью доформировывать резервы и докапитализировать сами финучреждения. НБУ должен найти грамотные решения этих проблем.
Руслан Кисляк