Константин Ворушилин: Мы не регулятор, мы – ассенизаторы
На днях руководители Фонда гарантирования вкладов провели встречу с журналистами, в ходе которой рассказали о ситуации во многих неплатежеспособных банках, которыми сейчас вынуждены заниматься. ЛІГАБізнесІнформ публикует наиболее яркие тезисы директора-распорядителя фонда Константина Ворушилина.
- На данный момент валюта баланса всех переданных в Фонд гарантирования вкладов банков составляет порядка 150 млрд грн. Реального содержания, которое мы можем продать, к сожалению, не так много. Самые "живые" активы находятся в залоге НБУ под выданное рефинансирование. От их реализации деньги пойдут, в первую очередь, Национальному банку. Сейчас мы дискутируем по поводу механизма продажи залоговых активов. По всей видимости, продавать их будет Фонд гарантирования. Пока же мы ничего не продали. Не скажу, что я в восторге от этого "факультатива", поскольку, опять же, обязанность продавать – наша, а деньги - не наши. Но мы с Национальным банком делаем одно общее дело, поэтому такое деление весьма условно.
- Самые хорошие активы остались у банка Форум, Брокбизнесбанка, VAB Банка. Но в целом ряде других банков, куда мы зашли, - полная пустота. Это, к примеру, банк Порто-Франко, Легбанк, CityCommerceBank. К слову, в CityCommerceBank вообще вопиющие нарушения – собственники и топ-менеджеры так классно поработали, что валюта баланса там составляет около 4 млрд грн, а объем кредитов с более-менее понимаемыми залогами – всего 79 млн грн. Более того, работающих кредитов там всего лишь на 400 тыс. грн… Целый ряд активов CityCommerceBank был выведен на (связанное финучреждение – ред.) ПроФин Банк.
- Что касается банка Финансы и Кредит - на сегодняшний день владелец банка Константин Жеваго вносит в капитал собственные деньги. Он реально борется за выживание финучреждения. Он уже сделал первый существенный взнос. Теперь он обещает инвестировать в капитал финучреждения дивиденды, получаемые от своих предприятий. Моя позиция такая – если собственник вносит живые деньги, то надо дать возможность банку выжить. Тем более что за банком Финансы и Кредит стоит реальный бизнес. Это не пирамида, это не CityCommerceBank. А вопрос кредитования аффилированных лиц в данном случае вынесем за скобки.
- Господин Фирташ тоже очень не хотел хоронить свой банк (Надра – ред.), поддерживал его, вкладывал средства. По-хорошему, банк уже давно был неполноценным, нерыночным, обслуживал фактически группу компаний собственника. Но он не создавал нам проблем, в смысле социальной напряженности. Банк понемногу решал вопросы со своими вкладчиками, реструктуризировал долги заемщиков и т.д. Да, он не выполнял нормативы НБУ. Но сейчас многие не выполняют нормативы, и с каждым днем таких банков становится все больше. Давайте жить сегодняшним днем, а не в Базельских нормативах, которые рассчитаны на мирное время. Моя точка зрения – банк еще мог жить и работать. Как по мне, лучше бы он попал в Фонд гарантирования позже, а не сейчас. Но, опять же, решение принимаем не мы, а Национальный банк.
- Внушал ли доверие Климов (Леонид – собственник Имэксбанка – ред.) ? – Тут себе не всегда веришь. Особенно в сегодняшней ситуации. Климов был у меня в декабре прошлого года. Мы обсуждали сложную ситуацию в банке, варианты улучшения финансового состояния, в частности за счет частичной продажи имущества. Он целый ряд шагов сделал, например, часть имущества отдал в залог НБУ для получения рефинансирования. Но как только Имэксбанк начал выводить активы, НБУ тут же принял решение о вводе временной администрации. И, наверное, сделал это вовремя. Какие-то активы в банке еще остались.
- Собственник Еврогазбанка Алексей Ивченко "ложил" свой банк планово – начал абсолютно законно дробить депозиты, активы повыводил. Хватило совести только оставить активы, которые находились в залоге Национального банка.
- Николай Лагун, собственник Дельта Банка, ко мне тоже приходил. Не без помощи СМИ он создал себе образ финансового гения, олигарха, миллиардера. Чего только стоит его фраза: "Я очень хочу быть миллиардером"! Мне это напоминает ситуацию, когда в советские годы я попал в нищий колхоз на картошку, а мне бригадир говорит: "Наш колхоз - миллионер!". "А чего ж так бедно живете?", - спрашиваю. "А мы 40 млн рублей государству должны", - отвечает. Вот так примерно и Лагун – он миллиардер, только всем должен. А реального бизнеса за ним нет. Это все-таки разные вещи: Лагун, Жеваго или Бахматюк. Я нормально отношусь ко всем, но бизнес есть бизнес: если "попали" - будьте до конца честными! С Лагуном мы встречались, говорили, он хотел быть банком выплачивающим. Я ему говорил: "Соблюдай нормативы (это было еще в декабре) и работай!". Он мне рассказывал, что у него есть потенциальные инвесторы, которые вот-вот зайдут в банк. В общем, нарисовал красивую картинку. Но пока что реального выхлопа нет. Сегодня Дельта Банк – это головная боль для всех. В декабре прошлого года мы совместно с Национальным банком предлагали национализировать финучреждение. Но Минфин выступил против – это слишком дорого для государства. Тем не менее, я до сих пор надеюсь, что будет найден вариант решения проблем Дельта Банка, и мы не получим себе на голову огромное счастье в виде 15 млрд грн выплат и более 1 млн вкладчиков. Я очень надеюсь, что господину Лагуну кто-то поверит из потенциальных партнеров. На сегодняшний день все органы государственной власти и собственник банка находятся в поиске решения.
- НБУ неоднократно предупреждал Фонд: мол, готовьтесь заходить с временной администрацией в банк Ивана Гуты (собственника агрохолдинга Мрия – ред.) - DV Банк. Но они начали заводить реальные живые деньги в капитал. Хотя это маленький банк, особо не влияющий на рынок и наши возможности по осуществлению выплат.
- На сегодняшний день Фонд гарантирования уже занял 20 млрд грн и еще собирается занимать, потому что, к примеру, на Имэксбанк живых денег уже нет – они пока лишь заложены в госбюджете. Но деньги на выплаты будут - мы возьмем ОВГЗ у Минфина.
- Что касается банков-агентов по выплатам депозитов вкладчикам неплатежеспособных банков, доля вкладов, оставляемых в этих банках, составляет 30-40%. Неплохо организовывают выплаты вкладов, к примеру, банк Михайловский, Киевская Русь, Альфа-Банк. Вкладчики же VAB Банка в первые дни все выносили. Но мы разбили выплаты по регионам на шесть банков, сняв тем самым напряжение. На сегодняшний день банки-агенты обзванивают вкладчиков и предлагают: "Не хотите ли прийти?". Все нервнобольные свои вклады получили, остались уравновешенные.
Руслан Кисляк