Германия пытается провалить план спасения евро
29169_image_large.jpg

На текущей неделе политические и монетарно-экономические лидеры еврозоны, как обычно, пытались спасти евро. Наиболее популярный план спасения евро предполагает скупку суверенных облигаций потенциальных банкротов. Для реализации этих планов у центральных финансовых учреждений не хватает полномочий.

Поэтому на первый план вышел вопрос о роли Европейского центрального банка (ЕЦБ) и стабилизационных фондов (European Financial stability Facility, EFSF и European Stabiliy Mechanism, ESM) в происходящем. Следует отметить, что главы стран еврозоны обсуждали ЕЦБ активней, чем его глава Марио Драги. Европа по-прежнему разделена на два лагеря: южные страны и Франция хотят предоставить ЕЦБ больше полномочий. Германия решительно возражает против того, чтобы центробанк, печатающий деньги для всего союза, самостоятельно решал проблемы отдельных его стран.

В частности, премьер-министр Италии Марио Монти заявил, что ESM должен получить доступ к ликвидности Европейского центрального банка (ЕЦБ) за счет предоставления ему банковской лицензии. "Я думаю, это поможет", - процитировало его агентство Bloomberg.

Монти тут же поддержали его традиционные союзники – президент Франции Франсуа Олланд и испанский премьер Мариано Рахой. Очевидно, слова главы ЕЦБ о готовности сделать все возможное для спасения евро Монти понял буквально.

У этой идеи есть противник – Германия, самая сильная экономика еврозоны, к сожалению для Монти, Олланда и Рахоя. Кроме того, у самой Германии есть единомышленники по этому вопросу: прежде всего, Финляндия и другие северные европейские страны.

Германия решительно возражает против того, чтобы центробанк, печатающий деньги для всего союза, самостолятельно решал проблемы отдельных его стран

То, насколько весомо мнение Германии в этом и других вопросах, продемонстрировал сам Марио Драги, отправившись к главе центрального банка ФРГ Йенсу Вайдману. Напомним, немецкий регулятор выступал не только против банковской лицензии для стабфонда, но и против покупки Европейским центробанком проблемных гособлигаций еврозоны. Поэтому аналитики заранее высказывали уверенность в том, что идея Марио Монти останется нереализованной. По крайней мере, в ближайшее время.

Прозвучавшие позже заявления президента Бундесбанка подтвердили эти прогнозы. Он предостерег ЕЦБ от превышения своих полномочий, заявив, что независимость ЕЦБ "требует уважать мандат, предполагающий контроль инфляции, и не переходить его границы". Вайдман заметил, что политики, возможно, переоценивают возможности Европейского центробанка.

Эти слова встревожили инвесторов (европейские фондовые биржи в течение недели чаще торговались в "красной зоне"), а также аналитиков. Слова Вайдмана подогрели девальвационные ожидания. "Стабильность и положение бумажных денег зависит исключительно от доверия общества к ним. Подобные заявления подрывают доверие", - сказал в связи с этим эксперт Barclays Capital Джулиан Кэллоу. Промедление тоже плохо сказывается на евро - от лидеров валютного союза ожидают скоординированных и быстрых действий, а их все нет.

Тем временем Марио Драги хранил молчание. Ситуация несколько прояснилась лишь в четверг, в ходе пресс-конференции Драги. Однако общественность ожидала от нее гораздо большего. В ответ на призывы экономистов и евролидеров предпринять конкретные шаги глава ЕЦБ только поделился планами центробанка на неопределенное будущее. По его словам, регулятор разработает механизм работы на открытых рынках. Еврозоне, в свою очередь, следует готовиться к тому, что госбондами с зашкаливающей доходностью займутся стабилизационные фонды.

Сами по себе прямые операции на открытых рынках, напомним, предусматривают покупку гособлигаций центробанком, с оплатой посредством увеличения резервного счета коммерческого банка-продавца. Упоминание на пресс-конференции стабфондов может означать, что ЕЦБ взялся за реализацию идеи Марио Монти о банковских лицензиях, отвергнув предостережения Бундесбанка. Однако отсутствие конкретных сроков и тон высказываний Марио Драги заставляют думать, что разговор с Германией не закончен и что последнее слово действительно может быть за ней.

Интересно, что операции на открытом рынке, внедренные в США в 20-х годах ХХ века, в Европе первыми использовала ФРГ и Голландия. В Германии этот метод использовался для изъятия из оборота избыточной денежной массы. Наверное, поэтому Бундесбанк опасается применять собственный опыт в условиях кризиса ликвидности. Одновременно Германия опасается и инфляции, поэтому ее протест против инструмента, снижающего объемы денежной массы, может показаться нелогичным и парадоксальным. Но не стоит забывать, что для валютного союза действуют иные правила, нежели для отдельно взятой страны со своей валютой.

Германия пытается провалить план спасения евро
Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку