Если рассмотреть Стратегию устойчивого развития "Украина–2020", утвержденную указом президента от 12.01.15 г, можно обнаружить занимательный факт: среди 62 реформ и программ развития страны можно отметить налоговую реформу, реформу финансового сектора, реформу рынков капитала, реформу монетарной политики, реформу финансового контроля и бюджетных отношений, реформу государственной службы и оптимизации системы государственных органов, реформу системы социальной защиты, пенсионную реформу.

Часть этих реформ вполне могла бы быть объединена термином "реформа публичных финансов." Но этого не произошло, и что примечательно, в список 10 первоочередных из вышеперечисленных попала только налоговая реформа.

Возможно, ввиду именно этих обстоятельств саму налоговую реформу сопровождает череда критики как со стороны гражданского общества, так и со стороны правительства.

Иногда частичные изменения еще хуже, чем не делать реформ вообще

В данном контексте интересно обратить внимание на комментарии и высказывания, приведенные Виктором Пинзеником (дважды министр финансов, дважды вице-премьер) и Иваном Миклошем (экс-министр финансов, экс-министр экономики Словакии, "отец" словацких реформ) во время лекций по Программе публичных финансов в Киевской школе экономики.

И Иван Миклош, и Виктор Пинзенык отмечают, что сами по себе ставки налогов не являются проблемой, основной вопрос – сбалансированность бюджета и оптимальность государственных расходов. Для реформы нужно сначала снизить (оптимизировать) государственные расходы, потом снизить ставки. Иван Миклош указал, что ситуация, когда хотят снизить ставки, а снижение расходов – это проблема Минфина – это не реформа, это безответственность. И хотелось бы заметить, что бизнес в Украине не раз сталкивался с ситуациями, когда его настоятельно просили заплатить налоги наперед, потому что из-за приступа "избирателелюбия" законодателя или правительства в бюджете просто не хватало средств.

Иван Миклош также подчеркивал, что реформы тогда дают наибольший результат, когда реализуются комплексно. С этим тяжело спорить – ведь экономический рост невозможен без дерегуляции, равно как и без снижения ставок кредитования, что, в свою очередь, обусловлено реформой финансового сектора и судебной реформой. Отсутствие экономического роста или его падение чревато повышением налогового давления, что Украина проходит в последние два года: повышение рентных ставок, ставок налога на определенных доходы, введение военного и импортного сборов. В этом плане стоит отметить еще одно замечание отца словацких реформ о том, что иногда частичные изменения еще хуже, чем не делать реформ вообще. В определенном смысле в Украине это реформа энергетических тарифов – их частично повысили, но не вывели на достаточный уровень; каждое последующее повышение мультиплицирует недовольство людей, да и последующее повышение как таковое ставится под вопрос очередными популистскими заигрываниями партий. Иван Миклош назвал возрастающий популизм угрозой для Украины.

Вопрос оптимизации бюджета является краеугольным камнем для реформирования страны в целом. И здесь у Украины множество проблем

Еще большей проблемой может быть отсутствие или недостаточность коммуникаций. У людей, как правило, завышенные ожидания, и это нормально. Они хотят позитивных результатов как можно скорее. Именно поэтому Иван Миклош указал, что важно выходить к людям и объяснять, что делается и зачем.

Комментарии Викторы Пинзеныка практически вторили озвученному Миклошем. Он также отмечал негатив от затягивания процесса по тарифам, важность коммуникаций – необходимо давать отчет людям, как расходуется бюджет.

Вопрос оптимизации бюджета является краеугольным камнем для реформирования страны в целом. И здесь у Украины множество проблем.

Одна из основных – у нас деньги не следуют за функцией, которую должно определять министерство, ответственное за государственную политику в той или иной сфере. Так, в Украине, например, медицинские учреждения или ВУЗы могут находиться в ведении МВД, Минобороны, Минфина и других, хотя эти министерства не определяют политику государства в области охраны здоровья или образования. Определенный прорыв сделан НБУ – в нем проведен анализ ключевых и неключевых функций и ВУЗы уже переданы Минобразованию.

Другая проблема Украины - неэффективность государственных расходов. Знает ли средний украинец, сколько в Украине академий наук? Боюсь, что нет – а их 6, и все финансируются из государственного бюджета. Расходы на образование и науку составляют 17,5% от общих расходов сводного бюджета.

Глядя на такие данные, возникает вопрос – почему академики или студенты все еще не придумали и не воплотили пути выхода Украины из кризиса?

Долгоиграющая проблема Украины – Нафтогаз, который регулярно продуцировал рост государственного долга. При этом, в конечном итоге за все заплатит потребитель – либо повышением тарифов, либо поднятием налогов, либо "инфляционным налогом", если государство вынуждено будет включить печатный станок.

Кроме того, как отметил Виктор Пинзенык, в Украине есть ряд "бюджетных бомб", которые могут привести к дальнейшему дефициту государственного бюджета – это замороженная тарифная сетка по оплате труда госслужащих, неупраздненные творения популизма, непроведенные индексации доходов. Все это лишь отсрочивает проблему, но не решает ее.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку