Зачем Хоменко служба финансовых расследований
Владимир Хоменко, первый замглавы ГФС

Мегамонстр или партнер для бизнеса? В правительственных кабинетах снова поднимается тема создания службы финансовых расследований (СФР). Официальная причина - создание службы прописано в коалиционном соглашении. Кроме того, западные партнеры подгоняют с реформами. Авторы и лоббисты этой инициативы заявляют, что после того, как в августе прошлого года депутаты предыдущего созыва парламента забраковали законопроект №4449а, предусматривавший создание СФР, были сделаны выводы и учтены предложения бизнеса. Теперь они, якобы, отвечают сегодняшним вызовам и реалиям.

Что же тогда так не понравилось народным избранникам? Создаваемый орган наделяется неограниченными полномочиями, а его работа зависит фактически от воли одного человека, - заявляла, в частности, член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан. Она не исключала, что в украинских реалиях это может привести к тому, что СФР станет инструментом достижения политических и бизнес-интересов отдельных чиновников. Продан отмечала, что законопроект не предусматривает никаких возможностей контроля за деятельностью службы со стороны других органов власти, бизнеса и общественности. В парламентском комитете СФР назвали новым монстром, создание которого готовилось еще старой властью, но было отложено до "лучших времен".

5 февраля первый замглавы Государственной фискальной службы Владимир Хоменко встретился с журналистами и презентовал обновленную редакцию законопроекта, предусматривающего создание службы финансовых расследований. Чиновник признает, что работа над проектом проходит не так быстро, как хотелось бы – идея наткнулась на колоссальное сопротивление системы. При этом заявляет, что обсуждение продолжается, власть услышала бизнес и готова вести диалог. Хоменко отказался комментировать противостояние между политическими силами президента и премьера в Верховной Раде, из-за чего ожидать быстрого и легкого решения не приходится. Он считает, что проект имеет все шансы пройти парламент, даже несмотря на то, что спорная норма, предусматривающая создание СФР в структуре и подчинении Кабинета министров, остается в обновленной редакции документа.

В процессе доработки законопроекта от функционала Госфининспекции решили отказаться, оставив Службе финансовых расследований лишь контроль за расходованием бюджетных средств

Редакция ЛІГАБізнесІнформ публикует ряд тезисов, озвученных Владимиром Хоменко в ходе встречи с журналистами.

Декларируемые цели

Одна из ключевых целей создания Службы финансовых расследований – устранение дублирования функций различных органов, которые сегодня занимаются борьбой с экономическими преступлениями. На первом этапе предполагалось, что структура будет создана на базе подразделений ГФС (налоговая милиция, департамент по борьбе с отмыванием средств), МВД (УБЭП и УБОП в части экономических преступлений), Госфининспекции и СБУ (управление экономической контрразведки). Однако в процессе доработки документа от функционала Госфининспекции решили отказаться, оставив Службе финансовых расследований лишь контроль за расходованием бюджетных средств. Кроме того, ввиду увеличения террористических угроз и внешних вызовов, было принято решение не передавать службе полномочия экономической контрразведки СБУ.

Прозрачность и обновление

С созданием Службы финансовых расследований количество борцов с экономическими преступлениями существенно уменьшится. Если сегодня в соответствующих подразделениях МВД и ГФС работает до 25 тыс. человек, то для эффективного обеспечения деятельности СФР достаточно будет 5-8 тыс. сотрудников. При этом службу ждет существенное кадровое обновление, элементами которого могут стать открытый конкурс, привлечение молодых специалистов извне системы, проверка на полиграфе для выявления устойчивости к коррупции. Такой вариант, как с патрульной службой, здесь не получится просто потому, что кандидаты должны иметь представление об экономических процессах, а в идеале – профильное образование.

Преступление и наказание

Поскольку неправомерные действия сотрудников могут причинить существенный ущерб имуществу и нарушить права проверяемых, то рассматривается вопрос о внедрении кроме административной и дисциплинарной еще и материальной ответственности собственно сотрудника за такой ущерб.

Такой вариант, как с патрульной службой, здесь не получится потому, что кандидаты должны иметь представление об экономических процессах, а в идеале – профильное образование

Новые принципы работы

Несмотря на то, что в одном органе будут сосредоточены и контрольные функции, и оперативно-розыскная деятельность, называть вновь создаваемое ведомство "монстром" вряд ли корректно, утверждает Владимир Хоменко. По его мнению, именно налоговая милиция является на сегодняшний день монстром. Сегодня она может организовать проверку, вести оперативно-розыскные действия и досудебное следствие. При этом формально поводы могут быть часто надуманными. В основе же работы новой службы будет экономический анализ. До начала уголовного производства "кошмарить" бизнес выемками никто не будет. Только после выявления явных признаков совершения преступления информация будет вноситься в Единый реестр досудебных расследований, и только после этого по письму следователя будет организовываться документальная проверка. Если вопрос касается неуплаты налогов и сборов - такую проверку должна организовать ГФС, если расходов – Госфининспекция.

Давлению - нет

Главным аргументом против усиления давления на бизнес с созданием СФР является уменьшение количества проверок пропорционально снижению числа проверяющих органов и их сотрудников. Кроме того, бизнес может принимать участие в работе общественного совета, который должен быть создан как инструмент общественного контроля. Одним из ключевых замечаний бизнеса, которое было учтено в обновленном проекте закона, является согласование с предприятием сумм доначисления налогов до открытия уголовного производства.

Читайте также:

Какой будет Служба финансовых расследований. Планы Миндоходов

Кому отойдет финансовая полиция

Юрий Тарасовский