Представители глобальных платежных систем Visa и Masterсard не любят говорить о конкуренции между собой. И те и другие своим основным конкурентом на украинском рынке считают наличные. По данным НБУ, в 61% случаев клиенты украинских банков используют платежную карту для снятия денег в банкомате. Остальные 39% - при безналичных платежах.

Есть ли смысл в новых платежных технологиях на нашем рынке? Как глобальной компании без лишних усилий продвигать свой бренд в новых сегментах? И как заработать на имидже?

Об этом в интервью LIGA.net рассказал старший директор по инновациям региона CEMEA (Central Europe, Middle East, Africa) компании Visa Карл Тлайс.

О финтех-конкурентах

- Visa принято считать одним из монополистов платежного рынка, но в последние годы часто говорят о том, что вам могут составить серьезную конкуренцию новые, сравнительно небольшие финтех-компании. Чувствуете ли вы, что давление с их стороны усиливается?

- Да, мы видим, что многие новые стартапы выходят на рынок и пытаются работать в некоторых наших сегментах. Но Visa – это глобальная компания. Клиенты уже привыкли, что работа через нас по умолчанию означает гарантию безопасности платежей. У нас есть обширная глобальная платежная сеть в качестве базиса, который создавался десятилетиями, что дает относительные преимущества на рынке по сравнению с новыми конкурентами. При этом со многими из них у нас за годы работы установилось стратегическое сотрудничество, то есть конкурировать в нашем случае необязательно.

- Но они могут быть более гибкими и быстрее предлагать потребителям нестандартные решения – по сути, создают новые рыночные ответвления, тогда как крупным игрокам приходится лишь реагировать на эти изменения, но не инициировать их.

- Visa сотрудничает с финтех-компаниями. Мы предоставляем доступ к нашим API в рамках разработанных программ. У нас есть договоры о стратегическом сотрудничестве с Apple, Samsung и Google (оперируют платежными сервисами ApplePay, SamsungPay и GooglePay. – Ред.). Они предоставляют свои услуги, ведут свой бизнес – я говорю о мобильных приложениях в первую очередь, – но при этом используют именно нашу продукцию и технологии.

Читайте также: СЕО Mastercard: К лету топ-10 банков подключатся к Android Pay

- Visa заявляла, что будет переходить к системе открытых API. Как сейчас выглядит эта идея?

- Еще в феврале 2016 года мы запустили своего рода «программу» – Visa Development Platform. Она дает возможность любому бизнесу, банку или финтех-стартапу пользоваться нашими открытыми API («Программный интерфейс приложения» – набор команд, соединяющих в своей базе несколько различных приложений. - Ред.). Другими словами, они получают доступ к разработкам Visa, которые помогают им создать или проапгрейдить свои решения. Мы сделали нашу сеть и другие активы доступными через API, что особо ценно для этих компаний.

- Что это за разработки?

- От геолокации и оповещений в реальном времени до токенизации. Наша Visa Development Platform дает прямой доступ к глобальной сети VisaNet в целом, а также к растущему числу API.

- Что это вам дает кроме неконкретного «повышения доверия к бренду»? Какие-то финансовые выгоды?

- Все выгоды, которые мы получаем, основаны на доверии. Мы зарабатываем именно благодаря тому, что наши клиенты нам доверяют. Мы предоставляем доступ к своим решениям компаниям по всему миру – для нас, помимо прочего, это означает освоение новых рынков.

- Есть успешные примеры?

- Да, запуск программы Visa Global Transit Solution. Это один из элементов концепции Smart Cities, в которую можно включить заправки, парковки, спортивные мероприятия, концерты и прочее, обеспечивая клиентам возможность оплачивать покупки - от поездки на такси до еды, находясь в пути, - используя наши решения.

О борьбе с наличными

- В Украине большинство клиентов банков используют свои карты только для снятия наличных, а не для оплаты покупок, не говоря уже о каких-то более сложных решениях. Как на Западе мотивируют клиентов пользоваться комплексными услугами?

- Все, что я описал, – это единая система. Например, вы покупаете билет на стадион. Вы едете туда на такси, и система знает, что обычно вы ездите туда с детьми, поэтому вам не приходится дополнительно объяснять, какая именно машина вам нужна. После матча вы можете заказать пиццу и получить скидку, потому что ваша команда победила.

Для нас вы не просто потребитель, вы болельщик конкретной команды, семьянин, почитатель мексиканской или любой другой кухни. Вы пользуетесь нашими сервисами, а мы взамен пытаемся сделать ваше путешествие комфортным и гладким с точки зрения оплаты, делая персонализированные предложения через нашу торгово-сервисную экосистему.

- Такую ситуацию трудно представить в Украине.

- Да, в регионе Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки (CEMEA), в который входит Украина, есть много стран, где сложно внедрять новые цифровые платежные решения. Например, в Африке, где в основном используются мобильные платежи, мы ориентируемся больше на торгово-сервисные предприятия – стремимся, чтобы большая часть из них использовали POS-терминалы или систему mVisa, которая позволяет принимать оплату с помощью QR-кода. На других рынках, где доминируют наличные, мы концентрируемся на транспортных решениях. Так мы мотивируем клиентов чаще пользоваться карточными и цифровыми платежными решениями.

Читайте также: Чья свобода важнее. НБУ и рынок спорят о валютном законе

- В Украине банки не всегда видят смысл в том, чтобы выпускать более защищенные карты с чипами для «зарплатных» клиентов, которых много, но они проводят мало безналичных транзакций. Это просто невыгодно. Как Visa мотивирует банки защищать своих клиентов?

- Мы понимаем, что в Украине заметная часть населения вообще не пользуется банковскими услугами. Наша задача – информировать, повышать использование и прием карт, привлечь таких людей «на нашу сторону». Мы сотрудничаем с крупнейшими эмитентами карт, поддерживаем их и помогаем снизить риски мошенничества. Для этого мы предоставляем доступ к VisaNet, что упрощает отслеживание нестандартной активности каждой карты. Это работа, которой не видно в отделениях. Она проходит в бэк-офисах банков и на уровне их возможностей существующей инфраструктуры.

- Что, кроме низкой доли безналичных платежей, сдерживает вас в Украине? У нас много законодательных ограничений, например.

- С нашей точки зрения, речь не идет о регуляторных ограничениях, мы не видим такой проблемы. Нас больше интересуют бизнес-сценарии, актуальные для украинского рынка. Например, когда мы планируем запуск определенной технологии в конкретной стране, мы оцениваем, востребована ли она на локальном рынке. А это уже вопрос развития экономики, благосостояния граждан, готовности банков к инновациям.

Сергей Шевчук