Банковские депозиты: вотум недоверия
Банковские депозиты демонстрировали весьма хорошую динамику в предыдущие 11 месяцев. За январь-октябрь население принесло в банки 65 млрд. грн. (существенные +18% к началу года), при этом большая часть (61 млрд. грн.) была в национальной валюте. Хорошо сработал НБУ в начале осени, когда ситуация на монетарном рынке оставалась удивительно стабильной, несмотря на общие ожидания ухудшения.
Тем не менее, резкое обострение внутренней политической ситуации в последние недели создает существенные риски для банковской системы. Хотя на сегодня ситуация еще контролируемая, - как показал кризис 2008 года, обстановка меняется в считанные дни. Так, несколько недель нестабильности в 2008 году создали необходимость введения временной администрации в Проминвестбанке, а впоследствии и к временным администрациям и рекапитализации еще в ряде учреждений (кризис 2008-09 годов привел к банкротству более 20 банков). В целом, несмотря на введение моратория на досрочное снятие депозитов, 23% всех средств (или $9,8 млрд.) покинуло банковскую систему за четвертый квартал 2008-го – первый квартал 2009 года. Эти средства полностью вернулись в систему лишь через год, к середине 2010-го.
Прошлый кризис банки прошли более-менее успешно, однако нужно понимать, что ситуация сейчас отличается.
Во-первых, нет внешней финансовой поддержки (МВФ и т.д.) либо других фундаментальных факторов, необходимых для успокоения вкладчиков.
Во-вторых, часть гривневых вкладов существенно выросла за последние годы (в 2,5 раза с конца 2009-го), при этом валютные резервы НБУ сократились. Это соотношение важно для анализа последствий конвертации гривневых депозитов в валютные вклады, что вполне возможно ввиду роста девальвационных ожиданий. В цифрах: сейчас гривневые вклады населения достигли 245 млрд. грн. (эквивалент $30 млрд.), при этом валютные резервы НБУ - порядка $20 млрд. Таким образом, даже без учета первоочередных валютных затрат на выплаты внешнего долга и обслуживание импорта резервов не хватает. Для сравнения - на конец 2008 года ЗВР в размере $32 млрд. существенно превышали гривневые розничные депозиты, составлявшие на тот момент $14 млрд. в эквиваленте. Соответственно, если сейчас хотя бы каждый четвертый захочет конвертировать свои гривневые сбережения в валюту, - в системе начнется острый кризис.
В-третьих, структура самой банковской системы изменилась. В 2008 году европейские банки, занимая 38% рынка, поддержали свои дочерние структуры, влив существенные средства в капитал и предоставив краткосрочное валютное фондирование для покрытия выплат. К сегодняшнему моменту часть европейских банков ушла из Украины, их доля сократилась до 15%. Соответственно, ни о какой существенной помощи с их стороны уже не идет речь. Те, кто остался в Украине (в основном, местные олигархи), вряд ли имеют желание и возможности поддерживать свои учреждения в период турбулентности (особенно, с учетом того фактора, что часть банков была ранее куплена за символический доллар).
В-четвертых, возможности государства также ограничены. Активы Фонда гарантирования вкладов составляют 6,4 млрд. грн., или 1,5% от 431 млрд. грн. депозитного портфеля населения (для сравнения, средний депозитный портфель банка из топ-20 составляет 16 млрд. грн.). Дополнительных средств в бюджете нет, т.к. запас прочности исчерпан ввиду замедления динамики доходов бюджета и отсутствия резервов обрезания расходов (дефицит центрального бюджета ожидается на уровне 67 млрд. грн. в 2013 году или существенные 4,7% от ВВП).
С учетом 30 млрд. грн. наличных средств в системе (на конец октября), быстрый отток 5-10% розничных депозитов повлечет необратимые последствия.
Конечно, НБУ может временно поддерживать ликвидность дополнительными вливаниями, но рост гривневой ликвидности за пределами банков раскручивает спираль валютных рисков, а выплата валютных депозитов исчерпывает валютные резервы НБУ.
На сегодняшний день единственный выход для финансового сектора страны – восстановление политической стабильности.
Финансовый кризис затронет всех, независимо от участия в гражданском процессе сегодня, включая крупный бизнес и олигархов (как оппозиционных, так и провластных). Они хоть и держат свои основные сбережения за рубежом, но будут затронуты через ухудшение коммерческих связей (кризис ликвидности в банках мгновенно рикошетом отразится ростом неплатежей по корпоративным расчетам, а также падением внутреннего потребления и, как следствие, доходов бизнеса в перспективе нескольких месяцев).
Продолжение игнорирования властью мнения людей, отказ от поиска компромиссов влечет дальнейшее усугубление ситуации. Введение административных методов контроля над кризисом (мораторий на снятие депозитов, усложнение покупки валюты с введением налога на данные операции) вызовет только отсрочку негативных последствий (возможно, на 2-3 месяца, пока иссякнут резервы). При этом ограничения коснутся практически всех людей, независимо от политических симпатий. Соответственно, это вызовет по всей стране негативный резонанс, сопоставимый с девальвацией гривны на 10-15% (уже давно обсуждаемый и экономически необходимый шаг, но откладываемый властью в борьбе за политические рейтинги накануне президентских выборов). И это не говоря об опасных последствиях выхода ситуации из-под контроля и волны банкротств по системе.
Побегут ли люди за своими депозитами в банки – будет решаться в ближайшие дни.
Анастасия Туюкова, финансовый аналитик
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.