Почему иностранные банки уходят из Украины
На протяжении последних нескольких лет многие иностранные банки или продали свои украинские дочки, или существенно сократили объемы своих операций.
Так, УкрСиббанк снизил свои активы с 56 млрд. гривен на 1 января 2009 года до 26 млрд. на 1 октября 2013-го, Райффайзен Банк Аваль - с 65 до 45 млрд., Укрсоцбанк - с 50 до 37 млрд. (данные НБУ).
Commmerzbank, Erste Group, Société Générale продали дочерние банки в Украине, причем цена не превышала размер капитала в лучшем случае, что означает фиксирование существенных убытков в отчетности материнских банков.
Некоторые крупные иностранные банки готовы продать свои украинские активы, по крайней мере, переговоры ведутся весь 2013 год. Среди покупателей называют российские банки и украинских бизнесменов.
Эйфория 2006-2008 годов закончилась. Тогда цены при покупке украинских банков достигали 4-5 капиталов. Было несколько примеров, когда владельцы украинских банков отказывались продавать за 3-3,5 капитала, требуя мультипликатор 5. Теперь таких цен нет и, скорее всего, никогда не будет.
Причин тому, на мой взгляд, несколько:
Мировой финансовый кризис. Инвесторы, прежде всего, заинтересованы в надежности вложений, поэтому привлекательность развивающихся рынков снизилась. Украина пострадала, наверное, сильнее всех среди стран Центральной и Восточной Европы.
Регулятивные ограничения в ряде стран на инвестиции в иностранные дочки. Финансовые регуляторы в Европе заставляют банки решать проблемы с ликвидностью и капиталом в материнских странах, фактически вводя заградительные меры на увеличение капитала иностранных дочек.
Общая разочарованность иностранцев в привлекательности Украины в качестве перспективного рынка. Все (за редким исключением) иностранные банки понесли крупные убытки в 2009-2012 годах. В некоторых случаях суммы убытков составляли несколько сотен миллионов евро в год, что существенно даже для баланса материнского банка и консолидированной отчетности. В 2009 году казалось, что убытки - это временно, что сотни лет банковского опыта помогут иностранцам быстро изменить ситуацию, справиться с проблемной задолженностью. Но в реальности это оказалось сделать не так просто. Некоторые иностранные банки даже во второй половине 2013-го продолжают оставаться операционно убыточными, т.е. их административные затраты не покрывают чистый процентный и комиссионный доход. В то же время кредитные скорринги настроили таким образом, что сейчас получить кредит в иностранном банке крайне сложно. Это приводит к дальнейшему сокращению кредитных портфелей. При этом филиальные сети (и, соответственно, административные расходы) сократились незначительно, ведь они - единственное, что может привлечь потенциальных покупателей.
Сложности с защитой прав кредиторов. По общей оценке, срок реализации залога может достигать трех лет, стоимость залога упала примерно на 50% начиная с 2009 года, а накладные расходы по реализации могут достигать 30%. При этом у некоторых банков на балансе находятся объекты недвижимости, которые не получается продать ни за какие деньги, поскольку развитие этих объектов требует значительных инвестиций. Классическим анекдотом стала история о том, как местные власти поменяли адрес объекта недвижимости, находящегося в залоге. Суд принял решение о недействительности договора залога в связи с несовпадение фактического адреса и адреса, указанного в договоре залога. Иностранцы просто не понимают, как реагировать на такие истории.
Постоянное ожидание резкого падения курса национальной валюты. Как минимум с лета 2012 года все ждут падения гривни на 10-20%. Официальный курс до сих пор стабилен, но все спрашивают, сколько еще у правительства и национального банка осталось ресурсов для поддержания гривни. Это приводит к тому, что дешевле 17-18% в гривне кредитовать никто не хочет; заемщики не могут выдерживать такой процентной нагрузки; в долларах кредитовать сложно в силу регуляторных ограничений. Ситуация осложняется тем, что конкуренция за "здоровых" заемщиков - тех, кто проходит скорринг - приводит к снижению процентных ставок, что еще больше снижает процентную маржу.
Центр принятия решений у многих иностранных банков был и есть не в Киеве, а в головных офисах за границей. Это существенно замедляло процесс решения любых вопросов, включая такие: идти в суд или нет, соглашаться на погашение кредита с дисконтом или нет. Многочисленны случаи, когда один и тот же заёмщик успешно реструктуризировал кредиты в банках, принадлежащих украинским собственникам, и годами не мог договориться с иностранными банками.
На этом фоне радует активность украинских банков. Средний рост активов крупнейших украинских банков (Приватбанк, Ощадбанк, Укрэксимбанк, Дельта Банк, ПУМБ) составил более 200% за период с 1 января 2010 по 30 сентября 2013 года. Они воспользовались уходом иностранцев и нарастили, прежде всего, свой розничный кредитный портфель и депозитную базу физических лиц. При этом Дельта Банк вырос в десять раз, нарастив активы до 54 млрд. гривен.
Мы прогнозируем, что в течение ближайших двух лет усилятся позиции российских банков и банков, принадлежащих украинским собственникам. Те из западных финучреждений, кто решит остаться, скорее всего, будут придерживаться очень консервативной стратегии.
Владимир Демушкин,
партнер PricewaterhouseCoopers Украина
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.