Греческий рецепт: Как избежать краха евро
Возобновившееся беспокойство на рынке облигаций еврозоны показывает несостоятельность сегодняшней стратегии преодоления кризиса госдолга в Европе.
Европейский союз, Европейский центральный банк и частные кредиторы потратили более 1 трлн. евро в течение последних двух лет. И что же? Еврозона остается не в лучшем состоянии, чем осенью 2009 года, когда обнаружился весь размах финансовой проблемы Греции. Спад в еврозоне усугубляется и растет безработица.
Скептицизм относительно решений и компетентности европейских властей увеличивает системные риски. Например, Европейский инвестиционный банк в настоящее время заключает кредитные сделки с греческими предприятиями только после подписания договора, в котором упоминается пункт о возможности проводить расчеты в драхме (старая денежная единица Греции, в 2002 году была заменена на евро, - Ред.).
Тот же месседж прослеживается и в том, что Бундесбанк недавно высказал обеспокоенность в связи с увеличивающимся остатком так называемых Target 2 (межбанковская платежная система, позволяющая в режиме реального времени осуществлять международные расчеты внутри Евросоюза. Последняя версия системы, Target 2, унифицирует технологическую инфраструктуру 26 центральных банков стран-членов Евросоюза, - Ред.). В случае распада еврозоны, эти остатки спровоцируют потери во всей евросистеме. Многие центральные банки в еврозоне сократили свои запасы резервов в евро.
Что стало причиной долгового кризиса и как из него выйти - до сих пор остается предметом многих дискуссий. Ключевым фактором является сохранение крупных дисбалансов в еврозоне - дефицит текущего счета на периферии, отражаемый излишками в центре - в основном из-за различий в производительности и конкурентоспособности. Избыточные сбережения были переданы из центра на периферию, создавая условия для широкого заимствования и накопления долгов.
Долговой рост выявил серьезные недостатки в экономической конституции еврозоны: за национальные долги ответственность несут страны-члены, но за единую валюту никто не ответственен. В отличие от большинства центральных банков, ЕЦБ не может выступать в качестве кредитора последней инстанции, что, в сочетании с отсутствием единых облигаций (еврооблигаций), вызвало крупномасштабные спекуляции, связанные с внутриевропейскими национальными долгами.
Разрешение кризиса неизбежно включает в себя битву на обоих фронтах. Причины постоянного дисбаланса должны решаться путем совместных усилий по консолидации бюджета и усилению конкурентоспособности, наряду со структурными реформами, направленными на либерализацию рынков и стимулирование гибкости заработной платы.
В то же время, еврозона должна быть обеспечена инструментарием, необходимым для восстановления стабильности, - соответствующей программой. Эта программа включает в себя централизацию европейских долгов по еврооблигациям, мобилизируя достаточные спасательные средства, позволяющие ЕЦБ использовать полный спектр возможностей центрального банка.
Однако такой подход может вызвать резкое сопротивление. Более слабые страны признают необходимость реформ, но, в целях стимулирования возвращения к росту, выступают за более длительный период для сокращения бюджетного дефицита.
Длительная рецессия, сопровождаемая высокими затратами по займам, затрудняет достижение целей в области госфинансов или в сфере реформ, если не делает их осуществление невозможным. Ключевые страны, во главе с Германией, с опаской относятся к решениям финансово несостоятельных стран относительно проведения реформ, если условия их финансирования ослаблены. Кроме того, они выступают против системных изменений в области экономического управления в еврозоне.
Они могут рассматривать возможность выпуска еврооблигаций только после завершения реального экономического и финансового регулирования. Они отвергают использование кредита ЕЦБ, поскольку в конечном счете это вызовет рост инфляции. И они ставят под сомнение устойчивость экономического и финансового объединения при отсутствии политического объединения, подразумевающего потерю суверенитета.
Если тупиковая ситуация сохранится, то скоро долговой кризис достигнет новых вершин. Продолжение спада и периодические спекулятивные атаки на рынках облигаций воспрепятствуют достижению целей в плане регулирования, по крайней мере, среди некоторых финансово несостоятельных стран, создавая условия для политического кризиса в еврозоне и в отдельных странах. Стратегические решения по поводу будущего евро не удастся отложить на неопределенный срок.
Было высказано мнение, что в подобных условиях рождается политическая воля, и положение спасает Deus Ex Machina (лат., неожиданное спасение, благодаря счастливому вмешательству, - Ред.). Но желательно избежать достижения этой стадии.
По мере развития кризиса может сложится ситуация, что властям будет трудно контролировать ситуацию. В некоторых частях Европы выживание евро рассматривается как некий естественный отбор: членство должно быть сокращено до стран с единой экономической структурой и производительностью. И это несмотря на огромные экономические и социальные потрясения, которые могут проявиться, несмотря на тяжелый удар по глобальному влиянию Европы.
Вот минимальные требования, необходимые для спасения евро от краха:
- обязательство выпустить еврооблигации на определенную дату в ближайшем будущем. Это позволит снизить стоимость заимствований для финансово несостоятельных стран и поддерживать экономическую активность;
- реализация инициативы наподобие плана Маршалла (программа экономической помощи США Западной Европе в 1948-51 гг., - Ред.) для финансирования инвестиций в более слабых странах. Мобилизация ресурсов в бюджете ЕС и значительное увеличение кредитоспособности Европейского инвестиционного банка будет противодействовать последствиям экономии бюджетных средств;
- ослабление условий по сокращению дефицита бюджета, особенно для серьезно пострадавших от рецессии стран, а также максимально возможное ослабление денежно-кредитной политики. Возросшая немецкая инфляция является частью процесса регулирования.
В Европе и мире все чаще раздаются голоса в защиту политики, направленной на рост. Сопротивление будет сильным. Однако времени остается все меньше. Следующие несколько месяцев имеют решающее значение для будущего еврозоны.
Яннос Папантониу, экс-министр экономики и финансов Греции (с 1994 по 2001 год), в настоящее время президент Центра прогрессивных политических исследований
©Project Syndicate, 2012