- Кто, по вашему мнению, раскачивает курс гривни?

- Раскачивают курс все, кто видит, что центральный игрок то ли проявляет слабость, то ли ведет свою игру. Когда становится понятно, куда идет курс, к процессу подключаются все участники рынка. Участники рынка у нас – это банки, коммерческие предприятия и население. Банки быстро становятся в валютную позицию. Естественно, для этого нужны гривневые ресурсы, и тут главное – дружить с Нацбанком. Коммерческие предприятия, кому надо, спешат купить валюту для выполнения обязательств как по действительным, так и мнимым контрактам. Участники рынка-продавцы валюты пытаются максимально на этом заработать. Население, видя происходящее, теряет самообладание и тоже пытается затариться долларами. Все – как всегда.

На данный момент регулятор не задействовал все те рычаги, которые у него есть для стабилизации ситуации: запрет покупки-продажи валюты на межбанке более одного раза в течение одной торговой сессии, запрет покупки валюты за кредитные ресурсы или за счет средств рефинансирования НБУ, ограничения на вывод капитала и т.д. Эти меры обеспечили бы защиту рынка от валютных спекулянтов. Именно спекулянты провоцируют панические настроения населения и участников рынка.

Опять оказались у разбитого корыта те, кто поверил власти и хранил сбережения в гривне. Мы в третий раз "убеждаем" население, что лучше хранить сбережения в валюте. Этим же мы перечеркиваем любые перспективы дальнейшего полноценного экономического роста.

Следующая причина ослабления гривни - активизация процесса вывода капитала за рубеж. Повышенный спрос просто невозможно удовлетворить.

Позиция Национального банка в данной ситуации непонятна. То ли это политическое решение, с целью показать оппозиции: вот, мол, к чему приводит политическое противостояние (при этом на кон кладется финансовая и валютная стабильность). То ли это способ получения финансовых выгод структурами, приближенными к Национальному банку. Остановить эту жадность невозможно.

В который раз власти "убеждают" население, что лучше хранить сбережения в валюте

Есть еще одно возможное пояснение происходящего. Развитие политической ситуации не исключает вероятность потери главного кредитора Украины в лице России. Мало того, европейские лидеры заявили о том, что за ассоциацию с ЕС никто Украине денег давать не собирается. А раз так, то надежда остается только на МВФ. Вот и приходится выполнять требования фонда, в частности - относительно либерализации курса гривни.

В таком случае прогнозировать дальнейшую динамику курса невозможно. Это неминуемо повлечет за собой проблемы с обеспечением социальных выплат и удорожание государственного долга.

- Каков, по вашему мнению, крайний сценарий возможной девальвации?

- Пока позиция НБУ не ясна, рынок все время пробивает верхнюю курсовую границу, оглядываясь при этом на регулятора. И если регулятор не озвучивает свою позицию, то рынок может зайти очень далеко. Но со временем ряды тех, кто продает валюту, будут редеть. Поэтому рано или поздно девальвационный тренд остановится. Другой вопрос – насколько поздно.

Если бы все зависело только от экономики, легко было бы предсказать ту границу, на которой ослабление гривни прекратится. Но с учетом политического фактора прогнозировать что-либо невозможно. Любые озвучиваемые цифры взяты "с потолка".

- До какого уровня возможен откат стоимости гривни после достижения курсового дна?

- Откат бывает всегда. Но чем дальше мы заходим, тем он маловероятней.

- Как можно остановить девальвацию?

- Сделать это может только Национальный банк. У регулятора есть целый набор административных мер для стабилизации рынка. Чисто рыночными методами это сделать невозможно. Но НБУ ничего не предпринимает.

- Означает ли это, что регулятор позволяет ситуации развиваться так, как это происходит?

- Это выглядит именно так. Делает он это вынуждено или сознательно - неизвестно. В любом случае, действия Национального банка сегодня неадекватны сложившейся ситуации.

Руслан Кисляк