Спекулянты тоже боятся высоты
34259_image_large.jpg

Рынок завершает весну в смешанных чувствах. Это определенно была лучшая весна за последние годы, и портить результаты перед летними каникулами никто не хочет. Но те высоты, куда занесло индексы в Штатах, сами по себе заставляют нервничать. В конце концов, спекулянтам тоже свойственна боязнь высоты. Тем более, зависимость уровня фондового рынка от состояния экономики в нынешние времена немного не прямо пропорциональна (мягко сказано), что делает рынки особо чувствительными к теме завершения количественного смягчения. А, значит, еще и дополнительно иррациональными. Вот, например, на этой неделе рынки нервничали из-за американских долговых обязательств. Падение их стоимости, пускай и краткосрочное, привело к распродажам долговых инструментов по всему миру и очередной волны японской истерики.

В то же время, сами американцы продолжают выкупать свои просадки, даже несмотря на заявления ряда представителей ФРС о том, что скоро станок придется охлаждать (даже не останавливать). Потребительские настроения вроде бы растут (в другие времена мы бы сказали, что разве может быть что-то лучше), а, значит, народ может начать делать покупки. Это, наконец, способно запустить инфляцию (а это уже опасно, ведь тогда бонды должны приносить доходности побольше). В общем, теоретическая казуистика особенно пикантна ввиду наличия составляющей показателей роста фондового рынка при оценках настроений рынка. Но когда печатный станок все еще продолжает работать на полную мощность - думать вредно, надо покупать. Так что пятницу индекс S&P500 начал на отметке в 1654 п., что совсем недалеко от максимумов, а "индекс страха" VIX хоть слегка и поднялся, но по-прежнему крайне низок (14,5%). И все продолжают следить за движением казначейских облигаций США, ведь это как раз тот рынок, где стоит только чихнуть какому-нибудь Биллу Гроссу, как весь мир свалится с температурой.

Учитывая, что банки боятся осени, нерезиденты просто боятся, а все прочие играют незначительную роль в судьбе фондового рынка, не удивительно, что даже физические лица теперь вызывают интерес

Высокая волатильность, тем не менее, бьет по развивающимся рынкам, в том числе по украинскому сегменту. И не то, чтобы наблюдались панические распродажи (там и самих продаж особенно не видно), но вот сделать новое размещение в таких условиях просто невозможно. По крайней мере, на этой неделе. И это очень беспокоит украинский Минфин, который стал заложником политики украинского дзэна (ничего не делать, а просто ждать), так называемого Muddle through. Он состоит в том, что мы не идем к МВФ, не продаем газовую трубу, и вместе с тем не проводим внутренние реформы. В рамках такой стратегии необходимо постоянно иметь доступ к внешним рынкам, чтобы было за что отдавать долги.

Ближайшие несколько недель в этом плане выдаются очень напряжёнными, и позаимствовать было бы очень к месту. Планы пришлось менять и снова приходить за деньгами на внутренний рынок. Там сидят очень отзывчивые люди, чей патриотизм зачастую не позволяет остаться безучастным к проблемам родного правительства. Но и там все прошло недостаточно гладко. Нет-нет, во вторник Минфин даже перевыполнил план. Внезапное дополнение к перечню размещаемых долларовых ОВГЗ бумаги с офертой позволило привлечь почти 450 млн. долларов, 325 из которых пришлось именно на эту самую новинку. Правительство удовлетворило три заявки из четырех поданных, при этом эта последняя заявка составляла всего 2 млн. долларов и погоды не делала. Но про эту заявку мы еще вспомним, отметим лишь, что у нас в стране есть как раз три больших государственных банка. В гривне тоже удалось взять более 1,3 млрд. грн., мелочь, а приятно.

Договоренности в Астане позволят россиянам надувать щеки и смягчить в сторону любви пятиминутку ненависти где-нибудь на ОРТ. А украинцам - продолжать исповедовать украинский дзен

Учитывая закрытость форточки на внешнем рынке, надо было брать еще. И вот тут как раз подоспел внезапный внеплановый аукцион в четверг, где правительство должно было добрать немного (сколько, точно не знает никто). Кто знает, может кто-то кому-то не позвонил (в Украине ведь только некоторые особенно талантливые предприниматели всегда берут трубку), но на аукцион пришел всего один покупатель с той самой заявкой на 2 млн. долларов. Само собой, Минфин обиделся и не удовлетворил даже эту заявку, но продолжение наверняка последует. Кто знает, продай мы Родину на этой неделе, как и обещали ранее, таких вопросов может быть и не возникало. Но очередные анонсы газовой сделки, как все уже привыкли, снова ни к чему не привели, и в далекой Астане договорились лишь о наблюдательной позиции Украины в Таможенном союзе. Собственно, договоренности - это не страшно, это не клятва на крови и не международный договор. Но зато одним это позволит надувать щеки и смягчить в сторону любви пятиминутку ненависти где-нибудь на ОРТ или РТР. А другим - продолжать исповедовать украинский дзен.

На украинском внутреннем рынке облигаций тоже сохраняется своеобразный дзен. И пусть межбанк пучит от ликвидности, но за годовыми ОВГЗ никто не приходит. По крайней мере, при доходности в 10%, на которую согласен Минфин. Рынок не согласен, потому как боится осени (просто потому, что осенью всегда все плохо) и согласен покупать либо что-то очень короткое, либо что-то очень дешевое, т. е. с доходностью под 20%. Тем более, когда девальвационные ожидания дают простой способ выхода на высокую доходность простым соединением NDF (для тех, конечно, кто может до него дотянуться) и долларовых ОВГЗ. В таких условиях переход к летним каникулам пройдет почти незаметно, возможно он уже произошел. Учитывая, что банки боятся осени, нерезиденты просто боятся, а все прочие участники рынка играют очень малую роль в судьбе этого самого рынка, не удивительно, что даже физические лица и любые небольшие игроки теперь вызывают интерес. И вот уже облигации ВТБ торгуются в рынке заявок, а очень скоро к ним присоединится и Русский Стандарт.

В последние несколько лет украинский рынок падал, когда падал мир, находя в нем причину, и падал, когда мир рос, находя причину в себе

Ну, и про рынок акций. На этом можно было бы закончить, потому как ничего интересного там пока не происходит. Рынок из последних сил пытается ползти вверх (или он уже просто не в силах падать), иногда даже сопротивляясь внешнему негативу. Ведь в последние несколько лет украинский рынок падал, когда падал мир, находя в нем причину, и падал, когда мир рос, находя причину в себе. Теперь же, ровняясь, прежде всего, на Россию, рынок пытается расти вслед и очень неохотно снижается. Делать на основе этого какие-то глубокомысленные позитивные выводы пока вряд ли стоит, тем более что объемы торгов на всем рынке в день не дотягивают и до одного дневного оборота того же Мироновского хлебопродукта где-то в Лондоне. А вернуть Нашу рябу в семью (вот в этой фразе не стоит искать скрытого подтекста, его тут нет, ей Богу) пока не позволяют нормы валютного контроля и прочие бюрократические проволочки, о которых уже несколько лет бьются как головой об стену энтузиасты двойного листинга. А там ведь не только МХП на вход стоит. И это не может не радовать, ведь в который раз подтверждает, что свято место пусто не бывает и апокалиптические прогнозы редко когда сбываются (ну а если сбываются, то никому это уже не важно - все заняты покупкой соли и спичек). К тому же, никто ведь не будет спорить, глядя на парковку на Крещатике, что в Украине есть деньги. Просто биржи до сих пор не там их искали.

Спекулянты тоже боятся высоты

Сергей Фурса,
специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital