Было ваше - стало наше. Как тает цена залогового имущества

Если бы Остап Бендер в наше время покупал стулья на аукционе по реализации залогового имущества, у него не было бы шансов. Реализаторы обставляют дело таким образом, что товар уходит по заниженной цене нужным людям. Приведем всего лишь одну цифру: банкиры, отобравшие квартиру у обездоленного должника и передавшие оную аукционистам, получат на руки всего лишь 35% ее стоимости (данные Независимой ассоциации банков Украины). В итоге банки несут убытки, должники становятся должниками пожизненно, а требования к залоговому имуществу на стадии оформления кредитов постоянно растут.
Недавнее законодательное новшество призвано умерить аппетиты реализаторов залогового имущества. Закон №11029 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выполнения хозяйственных обязательств" частично решает проблему завышенной стоимости услуг организаций, занимающихся реализацией такого имущества. Согласно документу, втрое снижен размер комиссионного вознаграждения организаций, проводящих публичные торги, - с 15% до 5% стоимости реализации имущества. Указанные изменения, надеются банкиры, уменьшат как расходы должников, так и уровень проблемной задолженности. Поскольку большая часть средств, полученных от продажи имущества должников, будет направляться на погашение долга, а не в карманы торговцев
Но, как неоднократно отмечали банкиры и юристы, основная проблема, связанная с реализацией залогового имущества, состоит не в размере комиссии торгующих организаций. А в особенностях организации торгов, позволяющей избранным (приближенным к руководству Минюста) фирмам-монополистам существенно занижать стоимость реализуемого имущества. В результате, банки получают на руки меньше 40% от стоимости заложенной недвижимости и 46% стоимости автомобиля. По этому поводу НАБУ обратилась в Антимонопольный комитет Украины с письмом, в котором описала механизм злоупотреблений в ходе аукционных торгов залоговым имуществом.