О чем говорят банкиры, пока экономика падает, а на востоке воюют
38753_image_large.jpg

На прошедшей в Киеве ежегодной конференции Banking Congress in Ukraine операторы рынка поделились оценками ситуации и среднесрочными прогнозами относительно развития банковского сектора. По их мнению, 2014 год пройдет под флагом военно-политической нестабильности. ЛІГАБізнесІнформ делится наиболее интересными тезисами.

О чем говорят банкиры, пока экономика падает, а на востоке воюют

Тамаш Хак-Ковач, предправления ОТП Банка

Об изменении стратегий развития банков. В 2012 году работающие в Украине банки можно было разделить на несколько групп со схожей стратегией – российские, европейские, олигархические, специализированные. В 2014 году банки делятся только на две группы – те, которые продолжают работать без изменения стратегии, и те, которые будут пересматривать стратегию. Одни банки собирались продаваться, а теперь не имеют покупателя. Другие – сделали ставку на потребительское кредитование, а сегодня не знают, как этот рынок будет развиваться. Третьи – (например, российские банки) поставили на крупные предприятия и госсектор, а в этом сегменте тоже много неясностей. Пока мы не понимаем, как выбранные бизнес-модели себя проявят, но уже через несколько месяцев сможем проверить их устойчивость.

Когда кредитование станет доступным. Одной из болезней украинского банковского бизнеса являются высокие процентные ставки. Первая причина этого явления – ожидание девальвации, которое банки закладывают в ставки. Вторая – недоверие к банковской системе. Из-за введения гибкого курса гривни я ожидаю в среднесрочной перспективе (после 2015 года) падения ставок до приемлемого уровня – около 10% для гривни и 5% для доллара.

О проблемах на востоке. Я ожидаю, что восточные области останутся в Украине, а конфликт будет локализован. Но в 2015 году можно прогнозировать некую децентрализацию власти. А в среднесрочной перспективе восточные регионы могут получить преференции. Также есть проблемы в торговле с Россией. И хотя наши клиенты говорят об отсутствии препятствий для экспорта и импорта, нельзя забывать, что в РФ деловая атмосфера не намного лучше, а то и хуже, чем в Украине. Рецессия влияет на объемы рынка, и из-за их снижения в отдельных отраслях российские производители вытесняют украинских.

Если в 2013 году украинская пресса постоянно писала о том, кто продает, а кто покупает банки, то в 2014-м основной темой станут изменения стратегии развития финучреждений

Об упадке банковской розницы. Важным фактором для банков, работающих в рознице, является безработица. В этом году мы прогнозируем ее уровень около 9%. В связи с этим наиболее остро проблемы проявятся в тех секторах, которые зависят от внутреннего спроса. Давать кредиты представителям таких отраслей как строительство, сфера услуг и т.п. банкам будет не выгодно. К примеру, клиенты, владеющие гостиницами, говорят о падении спроса как минимум в два раза. Поэтому сейчас данный бизнес является убыточным, и ему будет тяжело обслуживать кредиты.

Чем для банков закончится стресс-тестирование. Стресс-тестирование банков продлится практически до конца октября 2014 года. В октябре нам нужно будет показать не только результаты стресс-тестов, но и бизнес-планы на 2015-2016 годы, в которых нужно будет уточнить источники рекапитализации. Кто даст этот капитал? Есть мнение, что иностранные, европейские акционеры больше не будут вливать деньги в Украину. Но не менее остро стоит вопрос о том, что делать большим украинским банкам, которые нуждаются в капитале. В существующей политической обстановке я не исключаю, что будут банки, которые выберут региональные стратегии развития, и это станет решением вопроса капитализации.

О чем говорят банкиры, пока экономика падает, а на востоке воюют

Евгения Чемерис, предправления банка Credit Agricole

Об уходе из Крыма и судьбе крымского кредитного портфеля. На ситуацию в Крыму мы отреагировали очень быстро и ушли вовремя. Мы практически не зафиксировали убытки, продали активы с прибылью и оставили портфель, который продолжаем обслуживать. Все думали, что когда украинские банки уйдут из Крыма, заемщики перестанут платить. Но мы были приятно удивлены тем, что даже потребительские кредиты и автокредиты продолжают погашаться. Когда мы провели опрос для понимания мотивации клиентов, выяснилось, что они боятся российских коллекторов, которые заходят в Крым. Ведь российское законодательство гораздо более жесткое, в сравнении с либеральным украинским, которое больше защищает заемщиков, чем кредиторов.

Клиенты из Крыма опасаются, что российские коллекторы будут отбирать залоги намного жестче и быстрее, и предпочитают иметь дело со своим банком

О ситуации на Донбассе. Донбасс является развитым регионом. Потребительское кредитование там также шло очень успешно. Если продолжатся затяжные военные действия, люди начнут терять работу и доходы, из-за чего качество портфеля начнет ухудшаться у всех банков. Сейчас за Донбассом мы следим очень пристально и ежедневно принимаем решения относительно того, какие отделения останутся открытыми, какие будут работать в режиме закрытых дверей, и где мы дадим указание сотрудникам не выходить на работу, чтобы не подвергаться опасности. К сожалению, весь 2014 год пройдет под флагом этих событий.

О чем говорят банкиры, пока экономика падает, а на востоке воюют

Елена Волошина, руководитель деятельности Международной финансовой корпорации (IFC) в Украине

Кого сейчас финансирует IFC. Проекты, которые мы начали рассматривать до начала политического кризиса, дошли до своего логического завершения. Сейчас мы очень осторожны, избирательны и, в основном, фокусируемся на работе с существующими клиентами. В сфере нашего внимания по-прежнему остается сельское хозяйство и агробизнес - от выращивания сельхозпродуктов и заканчивая их сбытом, логистикой, пищевым ритейлом и т.п. Второй сектор, который явно требует нашего внимания и участия, – банковский рынок. Мы видим проблемы, которые там происходят, и пытаемся отвечать на них существующими у нас инструментами.

Будет ли IFC кредитовать в гривне. Мы все-таки надеемся запустить финансирование в гривне. Сейчас об этом говорить сложно, потому что гривня сегодня будет непомерно дорогой, и рынок ее не возьмет. Но мы готовимся к этому процессу и продолжаем диалог с Нацбанком. Здесь возможны такие инструменты как выпуск облигаций, о чем говорится в специальном законе, который мы писали совместно с коллегами из ЕБРР. Также есть возможность предоставления гривневой ликвидности. Нас по-прежнему волнует десятипроцентный потолок процентной ставки. Новое руководство Нацбанка понимает эту проблему и высказало нам заверения в том, что она будет устранена. Мы надеемся, что когда ситуация стабилизируется, мы начнем работать над практическим применением, над тем, каким образом запустить гривневое финансирование.

Мария Бабенко