Универсалбанк уходит Лагуну. Дорого
Николай Лагун, фото Forbes

Это уже не первая попытка греков покинуть украинский рынок, равно как и не первый "подход к снаряду" со стороны Николая Лагуна. Собственник Дельты уже давно присматривался к Универсалбанку. Греческая Eurobank Group объявила закрытый тендер на продажу своей украинской дочки еще в ноябре 2012-го. Тогда due diligence актива кроме Дельта Банка проводили Альфа-Банк и Смарт-Холдинг.

Участники рынка сходятся во мнении, что цена, выложенная Лагуном за Универсалбанк (более трех капиталов), очень высока для нынешних времен. Сейчас не принято платить за финучреждения больше капитала. Пояснение здесь может быть одно – высокое качество активов. Вполне возможно, Универсалбанк, с активами свыше 6,5 млрд.грн., интересен Дельте с точки зрения хорошей ликвидности, то есть большого объема средств на корсчетах. "Возможно, в сумму сделки входит невозврат какого-либо субдолга, то есть суммы, которая остается в капитале. Не исключено, что межбанковские линии и кредиты, предоставляемые дочернему банку материнской структурой, лонгируются на определенный период",- предполагает первый зампред банка Контракт Павел Крапивин.

Универсалбанк широко представлен в сегменте малого и среднего бизнеса, а также в рознице. "Поскольку мы с ними конкурировали и пересекались в сегменте малого и среднего бизнеса, могу сказать, что это, наверное, один из самых достойных конкурентов. Банк занимает действительно активную позицию в привлечении к кредитованию клиентов МСБ. Я знаю несколько их корпоративных клиентов. Это имена, которые знает каждый в Киеве. И это дорогого стоит", - поясняет банкир.

Судить об адекватности цены актива участники рынка не берутся. Для этого нужно, как минимум, видеть баланс банка. Оценка предполагает в том числе прогноз доходов будущих периодов. И здесь важно учитывать погрешность на лояльность клиентской базы. Наверняка, какая-то доля клиентов обслуживалась в Универсалбанке не в последнюю очередь потому, что это иностранное финучреждение. Какой-то процент клиентов обязательно уйдет из банка после продажи отечественному инвестору.

Впрочем, как это бывает, реальная сумма сделки может оказаться значительно ниже заявленной и ограничиться размером первого взноса после окончательной оценки активов банка. Общеизвестно, что Лагун дорого ничего не покупает.

Со времен кризиса 2008 года Николай Лагун успел затариться плохими активами Укрпромбанка, УкрСиббанка и Сведбанка. Потом он купил остатки Сведбанка, проблемный Кредитпромбанк и Астра Банк. На этапе переговоров – покупка кипрского Марфин Банка

Другой вопрос - справится ли собственник Дельта Банка с новой порцией активов. Со времен кризиса 2008 года он успел затариться плохими активами Укрпромбанка, УкрСиббанка и Сведбанка. Потом он купил остатки Сведбанка, проблемный Кредитпромбанк и Астра Банк. На этапе переговоров – покупка кипрского Марфин Банка. "Он много чего нахватал. Как это все финансируется, непонятно. Он создает довольно большой банк. Насколько этот банк будет устойчивым?", - делится своими соображениями казначей одного из крупнейших банков, пожелавший остаться неназваным.

За довольно короткий период Дельта Банк вырос из небольшого финучреждения, специализировавшегося на потребительском кредитовании, в крупнейший универсальный банк. По состоянию на 1 июля банк занимал четвертое место в стране по размеру активов (свыше 61 млрд. грн). Дальнейший рост предполагает необходимость корректировки модели развития и управленческой стратегии.

Еще один важный вопрос. Откуда у собственника Дельта Банка, совсем недавно отбивавшегося от обвинений в массовых задержках клиентских платежей, деньги на покупку нового актива. "Интересный факт: накануне Дельта Банк получил огромное рефинансирование НБУ. Не являются ли эти деньги источником финансирования сделки по покупке Универсалбанка? Это было бы довольно цинично – взять у государства деньги и на них покупать банк", - говорит собеседник ЛІГАБізнесІнформ.

Такое ощущение, что регулятор боится вмешиваться в деятельность Дельта Банка, поскольку тот уже достиг размеров, когда он слишком большой, чтобы обанкротиться. С другой стороны, стоит ли разрешать банку дальше укрупняться? Большие банки должны подпадать под особый контроль государства.

Руслан Кисляк