Валерия Гонтарева: Все системные банки получат поддержку НБУ
Валерия Гонтарева, глава НБУ

В понедельник глава Национального банка рассказала журналистам о миссии регулятора и противодействии реформам на банковском и валютном рынке, целевом уровне курса гривни и условиях экономического роста, оттоке депозитов из банков и действенности административных рычагов влияния на валютный рынок, рефинансировании финучреждений и профессионализме команды НБУ, а также о стресс-тестировании и расчистке банковского сектора.

ЛІГАБізнесІнформ публикует наиболее интересные тезисы Валерии Гонтаревой.

О противодействии реформам

Когда я шла на должность главы НБУ, то понимала, какое может быть противостояние реформам. Я понимала: то, что мы задумали, влечет за собой кардинальные изменения процессов в Национальном банке. Но не могла представить, каким будет поток совершенно безосновательного негатива. На сегодняшний день мы имеем прессинг со всех сторон. Наверное, мы наступили на хвост банкам, которые занимаются незаконными операциями отмывки денег; олигархическим кланам, которые больше не могут получать в Национальном банке ресурсы, совершенно не имея адекватных залогов и капитализированных банков; неплатежеспособным банкам и тем акционерам, которые так и не открыли бенефициарных собственников. Плюс – даже внутри НБУ реформы не поддерживают так, как мы надеялись.

О миссии НБУ

Надо перестать видеть Национальный банк как курсообразующий инструмент. НБУ – это организация, которая отвечает за ценовую стабильность. Если наша экономика по каким-то причинам перестанет работать, то центробанк не справится с задачей валютной и ценовой стабилизации только путем эмиссии либо сжимания гривневой массы.

Как только НБУ стабилизировал официальный курс, остановился рост доллара и на черном рынке

Гибкость курса и инфляционное таргетирование – это те рыночные инструменты, которые мы обязательно будем использовать, потому что другого выхода нет. Инфляционное таргетирование должно привести к низким процентным ставкам и контролируемой инфляции. Именно за это, а не кросс-курс национальной валюты, отвечает Национальный банк.

О целевом уровне курса гривни

За 2011-2013 годы НБУ на поддержку стабильного курса на уровне 8 грн/долл. потратил $22 млрд. из валютных резервов. Из этой суммы $4 млрд было потрачено за январь-февраль 2014 года. Этим самым были созданы существенные экономические дисбалансы, что стало причиной наблюдаемой девальвации. И уже в июле при курсе гривни 11,7 за доллар платежный, торговый баланс и счет текущих операций были сбалансированы.

После восстановления промышленного потенциала страны можно будет думать о курсе 11,7 грн/долл.

О стабильности гривни и экономическом росте

К началу текущего года реальный ВВП не достиг докризисного уровня 2008-го. То есть страна последние шесть лет находилась в рецессии. На сегодняшний день прогноз ВВП на текущий год от Национального банка – (-8,3%). Согласно консенсус-прогнозу мировых экспертов, падение может составить от 9 до 10%. Поэтому утверждение о том, что многолетнее удержание стабильного курса привело к росту экономики, не верно.

Почему гривня не может не падать

Российский рубль с начала года потерял больше 30%. На сегодняшний день за доллар США дают почти 40 рублей. Это при том, что в России активные военные действия не происходят. Это исключительно результат международных санкций по отношению к России, следствием чего стало замедление ВВП и выход инвестиций из страны.

Арбузов, придя в Нацбанк, привел за собой 70 охранников, 20 собак и готовую команду "больших профессионалов"

Если мы посмотрим на европейскую валюту, то увидим, что буквально за месяц она подешевела с 1,4 до 1,25 долларов за евро. Мировое сообщество предполагает, что евро будет ослабевать и дальше. Наблюдаемая динамика – результат торговых санкций в отношении России.

В этой ситуации гривня просто не может не падать. Но никто не должен путать гибкий курс со свободным падением вследствие панических настроений.

О профессионализме команды НБУ

Как профессионал с двадцатитрехлетним стажем могу сказать, что только Арбузов, придя в Нацбанк, привел за собой 70 охранников, 20 собак и готовую команду "больших профессионалов". На самом деле построение процессов и команд требует времени.

На сегодняшний день я смогла привлечь в Нацбанк одного из лучших банкиров Центральной и Восточной Европы – Александра Писарука на позицию первого зампреда, отвечающего за пруденциальный надзор.

Теперь у нас новый директор управления кадров. Мы наняли его из Райффайзен Банка Аваль. Он очень профессиональный человек.

Из Универсалбанка к нам пришел Сергей Пономаренко – один из лучших валютных трейдеров на рынке.

Об оттоке депозитов из банков

На сегодняшний день отток депозитов из украинских банков достиг эквивалента 110 млрд. гривень: $7 млрд. и около 50 млрд. гривень. К сожалению, после некоей стабилизации в июне-июле в августе отток опять активизировался.

О рефинансировании банков

Общая сумма, поступившая через монетарный канал рефинансирования банков, за третий квартал составила минус 1,3 млрд. гривень. Именно такую сумму ранее выданного рефинансирования Нацбанк абсорбировал с рынка.

Поэтому заявления некоторых политиков о том, что Нацбанк якобы выдал деньги "семье", являются не более чем инсинуациями, призванными дискредитировать руководство НБУ.

О действенности административных рычагов

Только финансовая и фискальная стабильность, а также улучшение ситуации в промышленности могут привести к стабильности денежной единицы

Нужно понимать, что только финансовая и фискальная стабильность, а также улучшение ситуации в промышленности могут привести к стабильности денежной единицы. И здесь роль НБУ лишь вспомогательная. В условиях экономики военного времени Нацбанк вынужден ввести административные ограничения. Но только до стабилизации ситуации.

Что примечательно: как только мы стабилизировали официальный курс, остановился рост доллара и на черном рынке. К сожалению, полностью победить черный рынок Нацбанк не может.

Все административные меры мы приняли на три месяца. И первая моя мечта – это день, когда наступит стабилизация и все эти меры можно будет отменить. Нам совершенно не нужны никакие административные меры, если мы хотим двигаться к реальному рыночному курсообразованию.

О продаже 200 долларов в одни руки

В сентябре интервенции НБУ составили $735 млн, из которых $450 млн – это были прямые интервенции на покупку реверсного газа для НАК Нафтогаз Украины и $280 млн мы продали для удовлетворения клиентских заявок и пополнения касс банков.

В октябре мы уже провели интервенцию на $200 млн, из которых $60 млн было продано на поддержание касс банков. Всю непроданную населению в течение пяти дней валюту банки обязаны будут продать обратно Нацбанку. И если банк, купив валюту на аукционе, после этого нам с вами ее не предложит в своих обменных пунктах, то это будет прекрасный повод его оштрафовать. И все банки об этом знают.

Очень интересно посмотреть, какие банки не продают наличную валюту. Может, у них уже нет гривни для ее покупки? В таком случае, это клиенты на выведение с рынка как неплатежеспособные.

О расчистке банковского сектора

С начала года мы вывели с рынка более 20 банков. Буквально несколько дней назад был выведен Прайм Банк, который занимался отмыванием денег; перед этим – Грин Банк, который тоже отмывал деньги; еще раньше – АктаБанк и Финростбанк, по той же причине. Продолжение списка последует.

Выводим мы также неплатежеспособные банки.

Не нужно путать гибкий курс со свободным падением вследствие панических настроений

О стресс-тестировании банков

НБУ уже закончил второй этап стресс-тестирования - 20 крупных банков. Ситуация полностью контролируема. Совместно с акционерами этих банков мы сейчас разрабатываем программу их рекапитализации. Опять же, рекапитализированному банку НБУ может выдать рефинансирование под хорошие залоги. В случае если по каким-то причинам акционеры крупнейших банков не смогут или не захотят рекапитализировать банки, то это сделает НБУ совместно с правительством. Поэтому нужно совершенно спокойно смотреть в завтрашний день. Все банки, которые мы называем системными, однозначно получат поддержку.

Но, к сожалению, четко просматривается корреляция между оттоком депозитов из системы и падением курса гривни. Это падение курса свидетельствует о том, что капитализация банков падает, заемщикам становится тяжело обслуживать их кредиты, появляется большее количество некачественных займов.

О внедрении института маркет-мейкеров

К сожалению, страна, для которой курс гривни был священной коровой, не подготовила инфраструктуру своего форексного рынка для того, чтобы курс был плавающим. Поэтому перекосы, даже очень незначительные, приводят к совершенно неожиданным результатам. В связи с этим мы пригласили в Украину специальную миссию, спонсируемую МВФ. Она приветствовала идею введения института маркет-мейкеров. Правда, рекомендовала сделать это чуть позже, поскольку все украинские банки сейчас находятся в одной позиции – исключительно ходить на интервенции НБУ. Кроме того, между крупнейшими банками в Украине сейчас есть определенное недоверие.

Читайте также:

Гонтарева: Атак на гривню будет еще много

Зачем Нацбанку индикативный курс

Первые 100 дней Гонтаревой. Успехи и провалы

Руслан Кисляк