Язык жестов. Почему НБУ и рынок не понимают друг друга
Олег Чурий, Яков Смолий и Дмитрий Сологуб, Фото: НБУ

НБУ раскрыл детали решения об увеличении учетной ставки. Публиковать краткий протокол обсуждения членов Комитета по монетарной политике НБУ (КМП) – так называемые meeting minutes – теперь будут после каждого "монетарного" заседания.

Пояснения помогут рынку лучше понимать логику регулятора, считают в Нацбанке. По итогам опроса 40 банкиров и финансовых аналитиков, который проводил НБУ в середине января, только 35% респондентов ожидали повышения ставки с 14,5 до 16%.

"У нас есть определенное недопонимание с рынком, – признает глава департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ Сергей Николайчук. – Но мы будем постепенно приучать коллег к новой информации".

В самом Нацбанке вопрос повышения ставки споров не вызвал. Январское решение монетарный комитет одобрил почти единогласно – его поддержали шесть из семи членов КМП.

LIGA.net выясняла, почему банкирам и финансистам не так просто понять логик НБУ и предугадать его действия.

Единодушие в Нацбанке

Новая публикация представляет собой краткое резюме заседания монетарного комитета. В нем указаны имена присутствующих (всего в КМП входит 9 человек, в том числе члены правления НБУ), как распределялись голоса в пользу разных вариантов и аргументация сторон.

"Дискуссий по поводу необходимости повышения ставки ни в одном из трех последних случаев не возникало, – рассказывает Николайчук. – Единственное, что приходилось обсуждать, это масштаб повышения".

Как следует из сообщения, один из членов комитета предлагал повысить ставку не на 1,5, а на 1 п.п. – как раз из-за противоположных ожиданий участников рынка. Кто именно выступал за такой вариант – неизвестно. В НБУ решили отказаться от публикации подробного протокола дискуссии.

Читайте также: Нацбанк против Кабмина. Почему НБУ опять повысил учетную ставку

"Большинство членов правления сошлись во мнении, что вероятность дальнейшего повышения учетной ставки сохраняется, – говорится в релизе Нацбанка. – При условии досрочного прекращения сотрудничества с МВФ и мягкой фискальной политики НБУ будет действовать более жестко".

Это ключевой сигнал (forward guidance), который НБУ хочет в очередной раз показать рынку, говорит Николайчук. В остальном, minutes во многом дублируют формулировки пресс-релиза, посвященного ставке и отдельные части инфляционного отчета.

В 2018-м Нацбанк планировал еще одно нововведение – публикацию прогноза учетной ставки, но в итоге ее отложили на следующий год. "Прогноз ставки – это вершина открытости центробанка, – объясняет Николайчук. – Мы пока к этому не готовы и в НБУ нет единого мнения, как должен выглядеть этот прогноз, нужно ли его публиковать в инфляционном отчете вместе с другими данными".

Толстый намек

С помощью новой публикации НБУ хочет расширить коммуникацию с экспертной средой и банковскими аналитиками, говорит замглавы НБУ Дмитрий Сологуб.

"Мы на это смотрим как на процесс постепенной адаптации рынка к движению Нацбанка, –рассказывает Сологуб. – Я сам работал в коммерческом банке и сейчас вижу, что некоторые коллеги до конца не понимают, как работает обновленный механизм ставки (после перехода НБУ к инфляционному таргетированию, – Ред.), их действия до сих пор инерционны".

Рынок считает, что, меняя ставку, Нацбанк реагирует на ситуацию в экономике, хотя регулятор пытается создавать задел на будущее, отвечая на потенциальные, а не существующие риски, добавляет и.о. главы НБУ Яков Смолий.

Читайте также: Доллар отступает. Пять выводов о январской девальвации

"Нас удивляет, почему профильные аналитики не понимают, как Нацбанк принимает решения по управлению процентной ставкой, – отмечает Смолий. – Мы это замечали еще в октябре и декабре, эксперты почему-то считают, что НБУ ставкой ответил на обновленные данные по инфляции, но это не так".

Minutes нужны Нацбанку для того, чтобы рынок четко трактовал сигналы, озвученные в релизах по поводу прошлых повышений ставки, считает член Совета НБУ Виктор Козюк.

"Инфляционное таргетирование будет работать, только когда экономические агенты поверят в него – это сильно облегчит работу центробанка, – говорит Козюк. – Иными словами, важно, чтобы рынок научился читать пресс-релизы НБУ".

Новый образ НБУ

В своих прогнозах учетной ставки финансовые аналитики используют релизы НБУ лишь как дополнительный инструмент, основное – это соответствие экономических показателей планам Нацбанка и его предыдущие реакции на отклонения, говорит руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. Понять логику регулятора помогают семинары, которые Нацбанк проводит для профильных экспертов и банкиров, добавляет он.

"Последняя встреча состоялась примерно за неделю до январского заседания. До этого я не ожидал, что они повысят ставку, – рассказывает Паращий. – Но потом они дали четко понять, что НБУ уже не рассчитывает на транш МВФ в первом квартале, а именно на этом строились их предыдущие макропрогнозы. После этого месседжа я понял, что ставку точно повысят".

Подобные семинары для участников рынка Нацбанк проводит раз в квартал. Кроме аналитиков, в них участвуют казначеи банков и финансовые директора компаний, говорит Дмитрий Сологуб.

Почему рынок не смог четко распознать предыдущих сигналов НБУ о жестком повышении ставки осенью и зимой? Аналитикам было тяжело адаптироваться к риторике Нацбанка, который не всегда подкрепляет слова действиями, отмечает Паращий.

"Самый четкий месседж о том, что ставку будут повышать мы получили в августе, когда НБУ впервые прямым текстом указал в своем релизе такую возможность, – рассказывает Паращий. – Но ставку в конце сентября не повысили, возникало впечатление, что не из-за ситуации в экономике, а ради того, чтобы не испортить Минфину выпуск еврооблигаций".

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку