Экономика. Нет такой науки

Перед тем, как уйти с поста председателя Европейского центрального банка, Жан-Клод Трише в гневе заявил: "Будучи лицом, принимавшим решения во время кризиса, я обнаружил, что имеющиеся [экономические и финансовые] модели мало чем могут помочь. Вообще-то, можно сказать и больше: перед лицом кризиса мы почувствовали, что обычные инструменты не действуют". Жан-Клод Трише призвал физиков, инженеров, психологов и биологов на помощь. Он признал, что экономисты не в состоянии объяснить те явления, с которыми они столкнулись. Это откровение отчаявшегося банкира стало серьезным обвинением экономической профессии как таковой, не говоря уже обо всех этих заслуженных финансовых профессорах бизнес-школ от Гарварда до Хайдарабада.
Пока что инженеры и физики, к которым взывал Трише, никакой конструктивной помощи не предложили. Хотя и нельзя сказать, что научное сообщество вовсе не откликнулось на этот призыв. В частности, Роберт Мэй, выдающийся эксперт по борьбе с изменением климата, заявил, что технологии его дисциплины способны помочь объяснить события на финансовых рынках. Эпидемиологи выдвинули предположение о том, что исследования того, как распространяются инфекционные заболевания, могут пролить какой-то свет на необычные схемы распространения финансовых инфекций, свидетелями которых мы являемся последние пять лет.
Это многообещающие области для будущих исследований, но что же экономисты и финансисты? Неужели они вовсе неспособны объяснить происходящее? Неужели они не подкинут ни одной свежей идеи, кроме констатации того факта, что традиционные модели нам не помогут?