Какой обвал? В Нацбанке все спокойно
Чиновники НБУ объяснили причины того, почему регулятор не вышел с интервенциями на межбанковский валютный рынок в "черный вторник", когда национальная валюта просела в течение дня с 8,13 до 8,19 гривни за доллар. Официальная точка зрения – ничего страшного не произошло, наблюдались нормальные колебания в допустимых пределах, курс гривни по-прежнему стабилен. Тем самым, словосочетание "стабильность гривни" теперь приобрело новый смысл – под стабильностью следует понимать "колебания в разумных пределах".
А был ли мальчик
"Было принято решение более детально изучить ситуацию на валютном рынке и лишь потом, в случае необходимости, вмешаться", - заявил вчера в ходе заседания пресс-клуба заместитель директора генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Александр Арсенюк. Однако необходимости в таком вмешательстве так и не появилось. "Главное, - поддержал коллегу директор департамента анализа и прогнозирования денежно-кредитного рынка НБУ Сергей Кораблин, - чтобы среднедневные отклонения официального курса гривни и средневзвешенного на рынке не превышали 2%. Это требование мы выдерживаем, мы его соблюдаем, никаких нарушений в данном вопросе обязательств перед МВФ у нас нет". При этом, утверждает чиновник, "НБУ присутствовал на валютном рынке, присутствует и будет присутствовать".
Если верить представителям регулятора, - стабильности курса гривни в среднесрочной перспективе ничего не угрожает. Причин тому несколько. Во-первых, за первые 8 месяцев года чистый приток иностранной валюты в Украину превысил $10 млрд. Во-вторых, более года отмечается нисходящая динамика инфляции. Имеет место какой-никакой экономический рост. За апрель-июнь ВВП вырос в годовом исчислении на 3%. Золотовалютных резервов НБУ - около $30 млрд., - вполне достаточно для погашения любых курсовых всплесков. Чиновник напомним также, что по сравнению с ситуацией накануне кризиса 2008 года превышение активов банковской системы над пассивами сократилось в четыре раза — с $40 млрд до $10 млрд. Таким образом, резюмировал господин Кораблин, нет никаких объективных условий, свидетельствующих об ухудшении макроэкономической ситуации, из-за чего могла бы резко обесцениться национальная валюта.
При этом, отмечают представители регулятора, проанализировав реальную инфляционную ситуацию в стране, а также потребности банковской отрасли, Нацбанк решил в качестве эксперимента залить в систему сразу относительно большой объем ликвидности ($3,8 млрд. в гривневом эквиваленте). Аргументируя необходимость выделения именно такой суммы, Александр Арсенюк напомнил, что традиционно в конце августа банки страдают от нехватки ликвидности в результате существенных налоговых отчислений. А размер выделяемого рефинансирования определял не Нацбанк, а заявки самих участников рынка.
Всплеск ликвидности и спровоцировал рост стоимости доллара на межбанке. Хотя Александр Арсенюк дал понять, что банки-спекулянты и банки, получившие рефинансирование, суть не одни и те же.
Утверждения чиновников о том, что ничего страшного не произошло несколько диссонировали с негодованием тех же чиновников по поводу деятельности спекулянтов. На состоявшейся вчера пресс-конференции глава Совета НБУ Игорь Прасолов заявил, что вышеупомянутым спекулянтам "по рукам дадут хорошо".
Котировки торгов на межбанке за последний месяц
(пиковое значение - "черный вторник")
Что дальше
Игорь Прасолов обнародовал итоги заседания Совета НБУ, на которам обсуждалась политика регулятора в 2013 году. Совет не только одобрил тот злополучный тендер Нацбанка по расширению ликвидности, но и порекомендовал в дальнейшем давать финучреждениям больше длинных денег, т.е. выдавать рефинансирование до 360 дней. По словам Прасолова, регулятору имеет смысл сделать "деньги еще длиннее" – до 2015-2017 гг. Долгосрочное рефинансирование нужно для поддержки банков, которые кредитуют реальный сектор экономики. Глава Совета напомнил, что ранее рефинансирование центробанка выдавалось преимущественно на три месяца: дефицит гривневых средств привел к существенному росту ставок по депозитам.
Тот факт, что подобного рода рефинансирование может приводить к курсовым колебаниям, очевидно, не смущает председателя Совета. Банкир обратил внимание на тот факт, что колебаниям подвержены все мировые валюты.
Отсюда следует вывод: скачки гривни возможны, регулятор переходит к политике плавающего курса, но при этом будет повторять мантру о стабильности.
Параллельно в НБУ намерены наносить превентивные удары по игрокам, "раскачивающим лодку". Одна из таких мер - постановление НБУ N327, согласно которому маржинальная торговля отныне будет находиться под контролем регулятора. По словам эксперта НБУ Людмилы Чепиноги Документ предусматривает проведение форексных операций исключительно через банковскую систему. В итоге многие брокерские конторы могут оказаться вне закона.
Руслан Кисляк
Александра Колесниченко