"Fitch" изменило прогноз по рейтингам Казахстана

"Fitch Ratings" изменило прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента ("РДЭ") Казахстана в иностранной и национальной валюте со "Стабильного" на "Позитивный" и подтвердило эти рейтинги на уровне "BBB-" и "BBB" соответственно. Кроме того, агентство подтвердило краткосрочный РДЭ страны в иностранной валюте на уровне "F3" и рейтинг странового потолка "BBB". Об этом ЛІГА.Финансы рассказали в пресс-службе агентства.

"Пересмотр прогноза по рейтингам Казахстана отражает продолжение восстановления после серьезного воздействия глобального финансового кризиса, о чем свидетельствуют экономический рост, улучшение платежного баланса, признаки стабилизации в банковской системе, снижение бюджетного дефицита и укрепление государственного баланса, – отмечает Эд Паркер, глава аналитической группы "Fitch" по суверенным рейтингам в странах Европы с развивающейся экономикой. – В то же время проблемные кредиты в банковском секторе остаются существенным источником риска и основным фактором, сдерживающим суверенный рейтинг".

Макроэкономическая конъюнктура в настоящее время является фактором, поддерживающим суверенную кредитоспособность. Реальный ВВП страны повысился на 7,5% за первые три квартала 2010 г. (относительно аналогичного периода предыдущего года), чему способствовали рост нефтедобычи, повышение цен на нефть и результаты стимулирующих мер проводимой политики.

Агентство прогнозирует рост реального ВВП на 5%-6% в 2011 и 2012 гг., чему будут способствовать наблюдающийся сейчас бум в секторе сырьевых товаров и экономический рост в Китае, а также значительные прямые иностранные инвестиции и развитие инфраструктуры. Нефтедобыча резко возрастет с началом добычи на Кашаганском месторождении в Каспийском море, как ожидают власти в 2015 г. Добыча может удвоиться примерно к 2020 г., в результате чего Казахстан может стать пятой крупнейшей нефтедобывающей державой в мире.

Произошло существенное уменьшение рисков внешнего финансирования. "Fitch" прогнозирует, что счет текущих операций Казахстана станет профицитным на уровне около 3,7% ВВП в 2010 г. и 3,2% в 2011 г. в сравнении с дефицитом в 3,1% в 2009 г. Чистые прямые иностранные инвестиции (акционерные и внутрикорпоративный долг) могут составить около 10 млрд. долл. в год, в то время как внешние заимствования компаний в госсобственности, у международных финансовых организаций и Китая способствуют притоку капитала, несмотря на дефолт по внешнему долгу у некоторых казахстанских банков.

Валютные резервы Национального банка составили 28 млрд. долл. в ноябре 2010 г., а совокупные валютные резервы и иностранные активы в Национальном Фонде Республики Казахстан ("НФРК") увеличились до 58 млрд. долл. с 42 млрд. долл. в июне 2009 г. Это обеспечивает существенную подушку валютной ликвидности для суверенного эмитента и обуславливает его позицию как внешнего нетто-кредитора. Тем не менее, "Fitch" прогнозирует, что чистый внешний долг составит около 19% ВВП на конец 2010 г. в сравнении с десятилетним медианным уровнем для рейтинговой категории "BBB" в 9%. Это связано в основном с высоким внешним долгом частного сектора, около половины из которого приходится на внутрикорпоративный долг с квази-акционерными характеристиками.

Основным фактором, ограничивающим суверенный рейтинг, является банковский сектор. Три банка допустили дефолт в 2009 г., включая два крупнейших банка Казахстана, что привело к убыткам в размере около 10,9 млрд. долл. (10% ВВП в 2009 г.) для кредиторов после завершения реструктуризации в 2010 г. Эти списания плюс государственный капитал в размере 9 млрд. долл. укрепили показатель достаточности капитала банковского сектора до 17%, однако включение в него существенного объема "начисленных процентов" ставит вопрос относительно его качества.

Другие слабые стороны, которые сказываются на рейтингах Казахстана, включают недостатки в области корпоративного управления и коррупцию, подверженность влиянию цен на сырьевые товары (что, как правило, означает более высокую макроэкономическую волатильность), относительно слабый деловой климат, что сдерживает инвестиции, диверсификацию и рост, а также историю высокой и достаточно волатильной инфляции и макрофинансовой нестабильности.