Черная метка: где работают руководители лопнувших банков
46045_image_large.jpg

Руководители банков, в которые введена временная администрация (ВА) или которые уже отправлены на ликвидацию, с ужасом вспоминают последние месяцы работы. "Атмосфера в коллективе напряженная. За неделю до входа ВА стало понятно, что банку не жить. Когда это все закончилось и банк признали неплатежеспособным, я выдохнул", - эта история, рассказанная главой правления одного из обанкротившихся банков корреспонденту ЛІГА.net, типична для банковского рынка. Но если для банка введение ВА - это конец истории, то для его руководителя - начало новой, совсем другой жизни. Надо искать работу, тогда как вход в профессию закрыт. "Я же должен кормить семью", - констатирует банкир. За последние полтора года с рынка были выведены более 60 банков. Зачастую в правлении банка работает шесть-семь человек. Несложно посчитать, что за последние полтора года "на улице" оказалось более 350 банковских топ-менеджеров.

Куда податься

Вернуться в банковскую систему для них проблематично. В законе "О банках и банковской деятельности" прописано, что руководители банков (главы и члены правления) должны иметь безупречную репутацию. В начале июня Национальный банк Украины принял постановление №357, которым практически выдал всем руководителям неплатежеспособных банков черную метку и закрыл двери в банковскую систему.

Читайте также - Пустое место: кому достались отделения банков-банкротов

В постановлении говорится, что если топ-менеджер не менее шести месяцев занимал должности в органах управления банка в период года до момента, когда банк был признан неплатежеспособным, его репутация не может быть безупречной и он не может занимать руководящие должности в других банках. "У собственников и руководителей тех банков, которые были признаны неплатежеспособными даже до вступления в силу постановления №357, деловая репутация будет считаться испорченной. Это значит, что такие лица три или десять лет с момента признания банка неплатежеспособным не смогут быть назначены на руководящие должности в банке, а также НБУ не будет им согласовывать приобретение существенного участия в банке", - разъяснили летом порталу FinMaidan в пресс-службе НБУ.

Но не только запрет НБУ усложняет экс-банкирам доступ в банковский сектор. Со строчкой в резюме "довел банк до банкротства" их просто не захотят брать. "Конечно, я бы не взял на работу топа такого банка", - утверждает руководитель одного из крупнейших банков страны. "По моему мнению, подавляющее большинство банков, которые были признаны неплатежеспособными за последние два года, занимались небанковским бизнесом. Следовательно, профессионализм их руководителей вызывает вопросы. К этому добавляется еще и аспект корпоративной культуры", - поясняет председатель правления ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач. По словам главы правления Райффайзен Банка Аваль Владимира Лавренчука, не единственный, но один из важных критериев при рассмотрении вопроса о предоставлении работы банкирам - природа закрытия банка. Логично, что если финучреждение закрыли принудительно и оттуда выведены деньги, то это станет негативным сигналом при приеме на работу такого топ-менеджера.

Впрочем, настоящим профессионалам все еще рады в системе. "При приеме на работу всегда обращаю внимание прежде всего на профессионализм и порядочность кандидата. Факт работы в обанкротившемся или ликвидируемом банке сам по себе ни о чем не говорит", - поясняет председатель правления UniCredit Bank Тамара Савощенко.

Казнить нельзя помиловать

Впрочем, "сбитых" банкиров, стремящихся продолжить карьеру в банковском секторе, не остановить даже запретом НБУ. В нем есть лазейки, которые позволяют таким топам остаться в профессии. Чаще всего члены правления обанкротившихся банков используют норму "не может занимать руководящие должности в других банках". "Бывают случаи, когда топ-менеджмент таких банков уходит работать не в правление, а на низшие должности в другие банки, например, директорами дирекций или департаментов. В доходах от этого они не теряют", - рассказывает партнер компании по подбору руководителей высшего звена United Consultants Маркиян Новак.

Читайте также - Выплаты банков-банкротов — золотая жила для агентов Фонда

Например, член правления Надра Банка Елена Домуз сейчас работает директором по рискам в Банке Кредит Днепр. Интересно, что Домуз перешла в Кредит Днепр на должность зампреда, а после вступления в силу вышеназванного постановления НБУ ее понизили. Заместитель председателя правления банка Финансы и Кредит Игорь Львов перешел на работу в Агрокомбанк руководителем розничного бизнеса. Кстати, главой правления этого же банка назначен экс-член правления Дельта Банка Евгений Березовский. На него действие постановления Нацбанка не распространяется. Он успел проработать в Дельте четыре месяца, а для "санкций" надо шесть. "Синергия Агрокомбанка в сочетании со второй по величине в стране сетью терминалов IBox может дать существенный результат", - объясняет, зачем снова решил стать банкиром, Березовский, который является совладельцем сети iBox.

Куда, если не в банк

"Топ-менеджмент проблемных банков может уходить в смежные бизнесы, в консалтинг, в финансовые организации", - рассказывает партнер компании по подбору руководителей высшего звена Talent Advisors Алексей Комличенко. Например, экс-предправления банка Национальный Кредит Игорь Клименко сейчас является управляющим партнером Украинского агентства по реструктуризации долгов. "Мы помогаем заемщикам найти общий язык с банком", - дипломатично объясняет род своих занятий Клименко.

По словам Комличенко, некоторые из этих банкиров пытаются найти себя в бизнесе, устроиться в производственные компании, перейти работать на сторону крупных клиентов. Но и здесь строчка в резюме о работе в обанкротившемся банке может сыграть против банкира. "Им (топам "лопнувших" банков. - Ред.) тяжело устроиться в другую компанию. Собственник нового бизнеса будет тщательно проверять рекомендации и учитывать репутационные риски", - говорит Новак.

Читайте также - Выживет ли Ferrexpo после банкротства Финансы и Кредит

К тому же не всегда банкиры отвечают требованиям бизнеса. "К нам не стучались с такой просьбой. Но, на мой взгляд, банкиры не всегда могут адаптироваться под работу в реальном бизнесе", - отмечает владелец агрохолдинга Нибулон Алексей Вадатурский. "В нашем бизнесе банкирам, скорее всего, места нет. Уж очень все динамично", - говорит совладелец интернет-магазина Rozetka Владислав Чечеткин. "Чтобы банкир стал у нас финансовым директором? Невозможно!" - категоричен президент компании Киевстар Петр Чернышов.

Новый путь. Где сейчас первые лица крупнейших банков-банкротов

Банк Надра: Сразу после принятого постановления НБУ в прессе появилась новость о том, что экс-предправления банка Надра Дмитрий Зинков займет должность предправления Platinum Bank. Ожидаемо НБУ не согласовал кандидатуру Зинкова. Но уже через месяц Зинков был назначен главным исполнительным директором холдинга PT Platinum Public Limited (Кипр), который является единственным непосредственным акционером банка.

Читайте также - Гуртовой: Кауфман и Грановский не имеют отношения к Platinum Bank

Эта должность не предполагает операционного управления банком. "Сфера его (Зинкова. - Ред.) ответственности предполагает разработку и контроль реализации стратегии развития финансово-банковского бизнеса холдинга и входящего в него Platinum Bank в Украине в новых рыночных условиях", - говорится в сообщении банка. Но, по словам председателя правления одного из крупнейших банков страны, Зинков занимается ежедневным управлением банка. "Без него не принимается ни одно более-менее важное решение", - рассказал другой банкир, знакомый с работой Platinum Bank.

Зинков - единственный из банкиров крупнейших банков-банкротов, который, пусть даже опосредованно, "всплыл" на банковском рынке. Чем занимаются остальные?

"Многие из глав правления ликвидированных банков и тех, в которые введена временная администрация, были прямо или косвенно акционерами этих банков или имели прямое отношение к акционерам, поэтому до сих пор занимаются вопросами банков", - говорит Новак.

VAB Банк, банк Финансовая Инициатива. Руководители VAB Банка и банка Финансовая Инициатива ушли работать к крупнейшему аграрию страны Олегу Бахматюку, который был собственником этих банков. "Конечно, я забрал к себе Дениса Мальцева (предправления VAB Банка) и Андрея Цыктора (предправления банка Финансовая Инициатива). Они сейчас в основном ведут переговоры с вкладчиками. Пытаются, насколько это можно, урегулировать ситуацию", - рассказал ЛІГА.net о судьбе своих банкиров Бахматюк.

Читайте также - Вне дефолта: сможет ли Олег Бахматюк оправдать доверие кредиторов

Черная метка: где работают руководители лопнувших банков

Дельта Банк. Беcсменная глава совета директоров Дельта Банка Елена Попова уволилась из банка 27 февраля 2015 года. А через четыре дня в банк зашла ВА. Банк долго пытались спасти. Рассматривалось несколько сценариев: национализация, продажа Ощадбанку за 1 гривню либо докапитализация акционером. Но ни один из вариантов не подошел. В октябре НБУ принял решение о ликвидации Дельты. Сейчас Попова без работы. На звонки и сообщения ЛІГА.net она не отвечала. "Елена совместно с владельцем Дельта Банка Николаем Лагуном закрывают "хвосты" банка", - сообщил один из собеседников ЛІГА.net.

Читайте также - Большая Дельта: Как рушилась финансовая империя Николая Лагуна

Банк Форум. По словам Новака, Андрей Яцура, экс-предправления Банка Форум, не остался работать в Смарт-Холдинге, который владел банком, несмотря на то что был ставленником бизнесмена Вадима Новинского, собственника этого холдинга. Смарт-Холдинг купил Банк Форум у немецкого Commerzbank AG летом 2012 года за $50 млн, после чего финучреждение возглавил Яцура.

До того как прийти в Форум Яцура руководил Юнекс Банком, собственником которого также является Новинский. Примечательно, что в 2009 году Яцура был временным администратором Банка регионального развития, который впоследствие был ликвидирован. В июле 2014 года НБУ начал процедуру ликвидации банка Форум.



Банк Финансы и Кредит. Старожил банковского рынка, глава правления Банка Финансы и Кредит Владимир Хлывнюк, который руководил банком с 2002 года, уволился за полгода до введения в банк ВА. Его должность в конце августа 2015 года занял Виктор Голуб. ВА зашла в банк ровно через месяц. Хлывнюк не остался работать на бывшего собственника банка бизнесмена Константина Жеваго.

Он покинул страну и сейчас живет за границей. "Это та печальная ситуация, когда человек работал через "не могу" и болел. Вообще он отличный управленец, таких сейчас не делают", - рассказал экс-сотрудник банка Финансы и Кредит.

Читайте также - Четыре ключевых вопроса о крахе банка Финансы и Кредит

Брокбизнесбанк. Летом 2014 года Брокбизнесбанк, собственником которого являлся беглый бизнесмен Сергей Курченко, решили ликвидировать. Управление финансовых расследований Миндоходов выявило причастность должностных лиц Брокбизнесбанка к "отмыванию" более 50 млн грн.

Последний председатель правления Брокбизнесбанка Александр Дынник с октября 2014-го объявлен в розыск и до сих пор находится в бегах. Его предшественник Игорь Францкевич работает финансовым директором в компании Олсидз, которая является экспортером растительного масла. Бывший глава набсовета Брокбизнесбанка Денис Бугай, вернулся к активной юридической практике. "Помогаю бывшим банкирам справляться с уголовно-правовыми последствиями "падения" банков", - рассказал он.

Имэксбанк. Юрий Граматик возглавил одесский Имэксбанк в 2010 году. После ликвидации банка в мае 2015 года Граматик занялся общественной деятельностью. Сейчас он президент общественной организации "Конгресс болгар Украины".

Черная метка: где работают руководители лопнувших банков

Банк Киевская Русь. Виктор Братко был не только руководителем банка Киевская Русь, но и его мажоритарным акционером. 54% акций прямо или опосредованно принадлежало Братко. В июле этого года НБУ принял решение об отзыве лицензии и ликвидации банка. С момента введения ВА до решения о ликвидации в Нацбанк семь раз подавались заявки на покупку банка. Но ни один из потенциальных покупателей не соответствовал требованиям регулятора. По словам хедхантеров, сейчас Братко закрывает вопросы банка.

Татьяна Писаная