Два года у руля: успехи и неудачи Нацбанка

Замглавы Национального банка Украины Владислав Рашкован отчитался о результатах проведения реформы финансового сектора за два года. ЛІГА.net публикует тезисы его выступления.
О макроэкономической стабильности
Основной задачей Нацбанка в 2014 году и в начале 2015 года было обеспечить макроэкономическую стабильность. Что сделано в этом направлении. Во-первых уровень инфляции в стране снизился до 7,5% (на начало 2015 года инфляция составляла 43,3% - ред). Цены не снижаются просто так. Это результат работы НБУ, динамики учетной ставки, валютных ограничений. К конце следующего года мы планируем его снизить до 5%.
Учетная ставка, наконец стала основным инструментом монетарной политики НБУ. За ней следуют основные ставки, в первую очередь, на межбанке и по депозитам. Я раньше был преподавателем. В 2005 году было очень сложно объяснить студентам, зачем нужна учетная ставка, так как с ней не были связаны никакие другие ставки. Еще в начале 2014 года учетная ставка и ставка по кредитам овернайт были абсолютно на разных уровнях.
Читайте также - Глава Диамантбанка: Слухи о нас - дело рук конкурентов
Дефицит текущего счета в прошлом году был минимальный (-0,2 млрд грн). Первый раз с 2005 года. Международные резервы растут. 2015-2016 год Украина впервые прожила с гибким курсом гривни. Фактически не было ни одного дня, когда курс у нас был одинаковым. Курс сейчас - не цель для Национального банка, а инструмент и отражение развития экономики. Если экономика будет развиваться лучше, НБУ будет наращивать резервы, и появится возможность укрепления курса гривни. Например, в последние несколько месяцев ситуация в стране улучшается и гривня укрепляется.
Об очистке банковской системы
2014-2016 годы можно назвать беспрецедентными по очистке банковской системы. С начала 2014 года с рынка были выведены почти 80 банков. Основная причина – во время кризисов 1998, 2004, 2008 годов такие очистки не проводились. НБУ пришлось это делать сейчас.
Банки, которые вышли из рынка можно разделить на три группы. Первая – банки, у которых не было поддержки акционеров, и у самих банков не было ресурсов для дальнейшей работы. Вторая – банки, которые занимались отмыванием денег, и третья – банки, у которых не было продуманной бизнес-модели с адекватной моделью риск-менеджмента. Они несли убытки и не могли их покрывать.
В это время Фонд гарантирования вкладов физических лиц сработал очень хорошо. Хотя в 2014-2015 году мы потратили много времени на отстройку его инстуциональной работы. Это нужно было сделать еще в 2012 году, когда Фонду передали функцию работы с неплатежеспособными банками.
В 2014-2016 года мы проводим стресс-тесты банков по потенциально кризисным явлениям. Стресс-тест 2014 года не включал ситуации с войной. В 2015 году для крупнейших банков мы уже анализировали влияние на баланс Донецка, Луганска и эффекта девальвации. Сейчас мы проводим стресс-тесты остальных банков.
Этот аудит нужен, чтобы быть уверенными, что все написанное в балансах банков соответствует действительности, и банки имеют достаточно капитала для противостояния кризисным явлениям в будущем.
О депозитах
С апреля 2015 года мы видим приток депозитов в банковскую систему, особенно гривневых.
Очень важным было принятие закона о срочных депозитах. Теперь когда мы говорим о срочных депозитах на балансах банков – это депозиты, которые не могут быть сняты до конца срока. Что это дает?
В случае кризиса в будущем, когда сроки депозитов удлинятся, панические оттоки будут практически невозможны. Люди будут забирать депозиты только по истечении срока.
Читайте также - МВФ: Deutsche Bank - наибольший фактор риска для мировых финансов