Гонтарева: Атак на гривню будет еще много
Валерия Гонтарева, глава НБУ

Валерия Гонтарева, выступившая во вторник в рамках круглого стола "Реформа банковского сектора: первоочередные шаги", рассказала о том, что такое гибкая валюта, каким должен быть курс гривни и как рассчитывается ее официальное значение. Поведала об объемах и проблемах межбанковского валютного рынка, административных методах регулятора и необходимости отмены пенсионного сбора при покупке валюты. Рассказала глава НБУ также о перспективах создания института рыночных маркет-мейкеров, валютной либерализации и качестве аналитической команды НБУ.

ЛІГАБізнесІнформ публикует наиболее интересные высказывания главы центробанка.

О том, каким должен быть курс гривни

Чуть более месяца назад я сказала, что при расчетной величине курса гривни 11,7 за доллар платежный баланс Украины уравновесится. Расчетный курс зависит от того, как страна торгует со своими основными партнерами, как их валюты ведут себя в этот момент, каков торговый баланс страны с партнерами и какая в этих странах инфляция. Нужно понимать, что расчетная величина курса гривни никакого отношения к тому, что сейчас будет происходить на рынке, не имеет. Все расчетные величины работают в условиях сбалансированной экономики. У нас же сейчас война. Поэтому предлагаю перестать постоянно считать, каким должен быть курс гривни.

О проблемах межбанковского рынка

На сегодняшний день в Украине крайне маленький и несбалансированный межбанковский рынок. Ежедневный рыночный объем торгов составляет $200-300 млн. До введения пенсионного сбора на покупку валюты ежедневные объемы торгов составляли $1,2 – 1,3 млрд. То есть около $1 млрд. были спекулятивными, но именно эти средства давали рынку возможности для маневра. Теперь же рынок фактически остался наедине со своими импортерами и экспортерами. И при этом, если объем торгов сегодня составляет $200 млн., а завтра $300 млн., то разница в $100 млн. полностью дестабилизирует рынок.

Техническое функционирование украинского межбанковского валютного рынка совершенно не соответствует представлениям о гибком курсе

В тот день, когда я выступала в парламенте, а вся страна находилась в шоковом состоянии от курса доллара на уровне 13,6 гривни, я посмотрела в конце операционного дня, сколько сделок было совершено по этому курсу. Оказалось – одна сделка на сумму $50 тыс. А при этом вся страна находилась в панике, и паника нарастала. Эта ситуация дала мне четкое понимание того, что техническое функционирование нашего рынка совершенно не соответствует представлениям о гибком курсе, к которому мы идем.

Об административных методах НБУ

Зачем НБУ ввел ряд административных ограничений на валютном рынке? – На волне валютной паники активизировались незаконные операции, которыми должен заниматься уже не Центробанк, а прокуратура… К сожалению, наши экспортеры, которые могут прятать 50% валютной выручки, точно так же могут прятать и 100%. Правда, в последнее время валютная выручка действительно упала. Вызвано это событиями на востоке страны.

О прозрачности валютного межбанка

Если кто-то хочет отслеживать операции на межбанке в онлайне, ему следует подписаться на Bloomberg или Reuters. НБУ обновляет информацию о ситуации на валютном межбанке каждые полчаса. Поверьте, в системе ВалКли (программа подтверждения валютных сделок, администрируемая Национальным банком – Ред.) она тоже не отражается ежесекундно.

Как рассчитывается официальный курс гривни

При расчете официального курса учитываются все сделки, осуществленные на межбанковском рынке и внутри банков. Следует помнить, что абсолютно все сделки отображаются лишь в системе ВалКли. Даже Bloomberg или Reuters не отображают все сделки.

Зная, что практически все банки сводят информацию о клиентских заявках с утра и к 11:00 готовы внести в систему информацию об основных сделках, НБУ попросил их до 13:00 вносить соответствующие данные в систему ВалКли. На основе этих данных и рассчитывается официальный курс гривни.

Наши экспортеры, которые могут прятать 50% валютной выручки, точно так же могут прятать и 100%

О необходимости отмены пенсионного сбора с покупки валюты

При последнем пересмотре госбюджета НБУ просил Министерство финансов освободить банки, Национальный банк и сам Минфин от уплаты сбора в пенсионный фонд. Пенсионный фонд от этого ничего не приобретет и не потеряет, потому что банки не проводят сделки купли-продажи валюты на межбанке в своих интересах – только по клиентским заявкам. От этого полностью застопорились валютные свопы. А банки не могут поддерживать ликвидность на рынке.

К сожалению, нам все время говорят: "Найдите альтернативные источники отчислений в пенсионный фонд, хоть благотворительные взносы делайте!". Я же поддерживаю озвучиваемую рынком идею перекладывания этой нагрузки на импортеров.

О создании института маркет-мейкеров

Эту идею НБУ обсуждает с крупнейшими банками последние две недели. Сейчас в Украину специально приехала миссия МВФ, которую лично я вызвала, для обсуждения этой идеи. Я вам могу пообещать, что в случае создания такого института вы не будете знать, когда НБУ выйдет на рынок. Особенно не будут это знать 15 крупнейших маркет-мейкеров, которые будут держать очень твердые котировки на большие суммы с очень узким спрэдом. И мы потом посмотрим, кто будет играть против Национального банка, что называется, по-крупному.

О плавающем курсе гривни и панических настроениях

Надо четко понимать, что у нас нет больше фиксированного курса гривни. Но падение гривни на совершенно смешных объемах межбанковских торгов – это не плавающий курс. Плавающий курс никакого отношения к паническому поведению на межбанке не имеет. Панических настроений и атак на нашу валюту будет еще очень много. По информации главы СБУ Валентина Наливайченко, около 200 агентов российской ФСБ работают на расшатывание валютного рынка Украины. Но мы должны создать такую инфраструктуру рынка, чтобы Национальный банк не тратил свои резервы на усмирение панических настроений.

Еще раз акцентирую внимание на том, что плавающий курс - это не свободное курсообразование. Свободное курсообразование у нас будет тогда, когда появится свободный рынок капитала. Но о свободном рынке капитала мы вообще сегодня не говорим.

О валютной либерализации

Декрет о валютном регулировании 1993 года (вводящий множество ограничений на валютном рынке – Ред.) устарел еще в 1999 году. А в 2014-ом говорить о нем просто стыдно. Мы запланировали, что этого декрета не будет вообще. Более того, расскажу, как прячется валютная выручка. Мы можем искать ее в Украине в банках, но найти сможем на швейцарских трейдерах. Потому что пока не будет принят закон о трансфертном ценообразовании, в Украину никто не будет заводить валюту. Ведь здесь ее найдет НБУ. Вот поэтому мы сможем отменить декрет о валютном регулировании лишь тогда, когда примем закон о трансфертном ценообразовании.

Один из банков, который сейчас судится с НБУ, умудрился в прошлом году обналичить 53 млрд. грн, из которых выведены из страны $4 млрд

То же самое касается движения капитала. Я, к примеру, не вижу смысла каждый раз регистрировать кредит от нерезидента. Я бы хотела увидеть в этой стране деньги от нерезидентов, которые не надо регистрировать. В то же время один из банков, который сейчас судится с НБУ, умудрился в прошлом году обналичить 53 млрд. грн, из которых выведены из страны $4 млрд. А мы в этом момент регистрируем каждый кредит от нерезидентов на $300 тыс. и выдаем лицензию на инвестицию за рубеж на 1 тыс. евро. Недопустимо, чтобы Национальный банк подменял собой налоговые и правоохранительные органы.

О качестве кадров НБУ

Я бы усомнилась в высококлассности специалистов НБУ. К примеру, сегодня ночью я лично писала письмо руководству Международного валютного фонда с прогнозом возможного влияния событий на востоке страны на наш платежный баланс. Потому что ни один из высококлассных специалистов Национального банка, не получив информацию из бюро статистики, не может ответить по платежному балансу. Мне же надо иметь взгляд на перспективу.

Считаю, что на сегодняшний день команда НБУ еще не готова производить высококачественный макроэкономический анализ. Мы будем работать над укреплением этой команды. Если бы я могла брать на работу нерезидентов, то вскоре вы бы увидели в НБУ кого-то из лучших мировых экономистов. Но поскольку мой выбор ограничен специалистами с украинским паспортом, то, скорее всего, будем привлекать иностранных консультантов.

Гонтарева: Атак на гривню будет еще много

Руслан Кисляк