Как банкиры в Раде заседали
42329_image_large.jpg

Акт I. Владимир и Валерия

За 15 минут до начала парламентских слушаний о путях стабилизации банковской системы Украины у входа Верховной Рады для прессы толпится внушительная очередь. Среди прочих ожидающих – бывший глава НБУ Владимир Стельмах, глава правления ПриватБанка Александр Дубилет, руководитель банка Форум Дмитрий Гриджук. Голос охранника на входе: "Кто знает тему сегодняшних слушаний?". Владимир Стельмах, чья очередь заходить, пытается попасть в здание парламента, но тщетно – он не может дословно вспомнить формулировку темы. А, значит, решает охранник, одному из основных докладчиков на сегодняшних слушаниях здесь не место. Доводы коллег по очереди не возымели ожидаемого эффекта на блюстителя порядка. Владимир Семенович готов уйти восвояси, предпочитая не спорить с принципиальным охранником. Но сила коллективного разума все же берет верх, и бывший гроза всех банкиров ко всеобщей радости оказывается в стенах парламента.

Впрочем, кроме банкиров, журналистов, студентов и общественных активистов никто особо желанием попасть в Раду не горел. Народные избранники массового интереса к банковским проблемам не проявили. Из депутатов там были только те, кто собирался выступить. И, возможно, правильно сделали. Почти четырехчасовое мероприятие напоминало больше открытый урок в школе (не случайно же столько студентов было), чем попытку во что бы то ни стало найти решения скопившихся банковских проблем. Большинство выступающих, а их было заявлено 43 (реально выступили 36) за отведенные регламентом три минуты каждому успевали очертить общий круг проблем, но никак не найти пути их решения. А сама Валерия Гонтарева за отведенные ей 15 минут успела озвучить не более трети доклада, из-за подготовки которого пресс-служба НБУ накануне вечером отказывала в комментариях журналистам. Впрочем, практически ничего, что бы ни звучало в недавнем парламентском докладе главы НБУ, сказано не было.

Акт II. Олег и Валерия

Как и не было ничего нового в поведении давнего "друга" Гонтаревой Олега Ляшко. После своего гневного спича с трибуны Верховной Рады, адресованного руководителю центробанка, народный депутат, вероятно, подумал, что его плохо услышали, особенно объект его нещадной критики. Для усиления эффекта лидер Радикальной партии, поднаторевший в парламентских кулачных боях, решил, видимо, высказать своей жертве все, что о ней думает, глаза в глаза. Нависнув над сидящей в первом ряду Валерией Гонтаревой, он прочитал мантру приблизительно такого содержания: "Сколько миллиардов заработала? Почему только два банка в стране зарабатывают – президента и главы НБУ?". А еще – предложил ей уйти в отставку. Пять раз! Оттаскивать депутата от Гонтаревой пришлось коллегам по фракции, поскольку сам он никак не хотел покидать общество дамы. Наверное, расстроенный этим фактом, глава радикалов покинул зал заседаний и не появлялся там до его окончания. Его работа была сделана.

А обиженная женщина вынуждена была обратиться к залу с вопросом: "Есть ли здесь еще мужчины?".

Акт III. Просто Валерия

В озвученном главой НБУ нового было немного. Из интересного и немаловажного:

- Согласно расчетам МВФ, по итогам текущего года потребительская инфляция составит 27%. По прогнозу НБУ, этот показатель будет несколько ниже - 24-25%. Ожидаемое в этом году повышение коммунальных тарифов и тарифов на энергоносители добавит к базовой инфляции 8-9%. Активизацию потребления стоит ожидать не ранее следующего года.

В ситуации отсутствия доверия между обществом и банками победителей быть не может

- У Национального банка нет ресурсов, чтобы серьезно влиять на движение валютного курса. На сегодня мы не имеем свободного курсообразования, поскольку еще не отказались от административных инструментов регулирования валютного рынка. НБУ оставляет за собой право применения дополнительных административных и других доступных мер для предупреждения резких всплесков курса, природа которых не определяется фундаментальными факторами. Так действуют большинство стран мира, которые перешли на управление денежно-кредитным рынком с помощью процентной ставки, а не курса. Курс гривни даже в мирное время никогда не будет фиксированным. Только плавающий курс валюты является эффективным противодействием внешним вызовам и шокам.

Национальный банк не ушел с валютного рынка. Мы ежедневно проводим прямые валютные интервенции, но только для наибольшего импортера страны – Нафтогаза Украины. В январе компания купила более $500 млн. С начала февраля Нафтогаз вместе с Энергоатомом купили уже более $300 млн. Пока валютный рынок не сбалансируется, мы будем продолжать проводить валютные интервенции из валютных резервов страны. А МВФ поможет нам пополнять эти резервы.

- На сегодняшний день чрезмерная ликвидность банковского сектора составляет 30 млрд грн.

Старый конь борозды не испортит

Приятно удивил смелостью и глубиной мысли Владимир Стельмах. Настолько удивил, что ведущая заседание замглавы парламента Оксана Сыроид решила предоставить ему для выступления столько времени, сколько зубру банковского рынка захочется (при регламенте в три минуты). По его мнению, огромной ошибкой НБУ сейчас являются попытки решить проблемы валютного курса с помощью монетарных инструментов и жесткой кредитной политики. Ведь ставка рефинансирования НБУ на уровне 19% превращается для конечного потребителя в 30-35%. Монетарную политику регулятора следует сделать менее жесткой. Я бы сейчас ввел военное положение в борьбе с процентными ставками.

НБУ должен выдать банкам кредитов рефинансирования хотя бы столько, сколько ушло средств из банковских депозитов. А это 140 млрд грн. На данный момент регулятор выдал участникам рынка менее 40 млрд грн. Соответственно, внутренний резерв средств составляет минимум 100 млрд грн. При этом, уверен Владимир Стельмах, выдача такой суммы никак не повлияет на инфляцию, поскольку в 2014 году существенно сократилась денежная масса (монетизация ВВП в национальной валюте уменьшилась на 20 п.п.).

На руках у населения сейчас находится около 280 млрд наличной гривни и 100-120 млрд наличных долларов

- Сейчас перекачка национального богатства идет в банки с иностранным капиталом и таким образом валюта выводится за рубеж.

- На руках у населения сейчас находится около 280 млрд наличной гривни и 100-120 млрд наличных долларов. Так почему бы Минфину не выпускать облигации для физлиц, чтобы всю эту денежную массу заставить работать на экономику. Тем более что наличный валютный рынок является основой теневой экономики. В конце концов, почему бы не закрыть агентские пункты обмена валют.

Без доверия – никуда

Основа проблем банковского сектора – в отсутствии взаимного доверия между банками и их потенциальными клиентами. Эта мысль сквозила в выступлениях большинства участников парламентских слушаний. "Пока мы не поймем, что основной инвестор в Украине – внутренний, а не внешний, до тех пор невозможно будет стабилизировать ситуацию на валютном рынке", - уверен замглавы парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Олег Лаврик. Ему вторит глава правления Райффайзен Банка Аваль Владимир Лавренчук, отмечая, что в ситуации отсутствия доверия между обществом и банками победителей быть не может. По мнению члена набсовета Украинского кредитно-банковского союза Юрия Блащука, об эффективности монетарной политики регулятора не может быть и речи до тех пор, пока вне банков находится значительно большая сумма, чем в самой банковской системе.

Для построения здоровой банковской системы и, соответственно, усиления доверия бизнеса и населения к кредитно-финансовым учреждениям, необходимо усиливать надзорную функцию центробанка, уверен экс-замглавы НБУ Борис Марков. Ведь многие банки, выводимые сейчас с рынка как неплатежеспособные, были банкротами уже в 2008 году.

Не способствуют доверию к банкам и попытки решать проблемы валютных заемщиков, бравших в свое время кредиты под низкие проценты, за счет заемщиков гривневых, которые вынуждены были изначально платить по кредитам значительно более высокие проценты, отмечает член набсовета УКБС Олег Андронов. Правда, судя по реакции представителей валютных заемщиков в зале заседания и аргументам толпы протестующих возле парламента накануне слушаний, далеко не все собственники валютных кредитов склонны брать на себя ответственность за свое финансовое поведение…

Как банкиры в Раде заседали

Руслан Кисляк