Кипрский перелом. Путь из рантье в банкиры
33158_image_large.jpg

Последняя редакция законопроекта, могущего пошатнуть европейскую банковскую систему, предполагает освобождение от налогообложения вкладов владельцев вкладов в банках Кипра до 20 тыс. евро. Владельцев депозитов до 100 тыс. евро могут обязать единоразово заплатить 6,75% от суммы сбережений, а свыше 100 тыс. евро – 9,9%. По мнению экспертов, рядовым украинцам нечего переживать – у них нет таких сбережений, тем более на Кипре. А вот крупный украинский капитал может потерять порядка $1,72 млрд.

Кипрский перелом. Путь из рантье в банкиры

Диляра Мустафаева, эксперт Независимой ассоциации банков Украины

Кипр попал в ситуацию, когда ему говорят: мы дадим тебе кредит, но взамен нужно изъять часть средств вкладчиков в ваших банках. Если банковская система страны упадет – пострадают вкладчики-нерезиденты, которые не захотели держать сбережения в банках своих стран (по разным причинам), а также физические лица-резиденты, которым государство, возможно, попытается помочь за счет средств нового займа. Пострадают компании-нерезиденты, которые ранее расценивали страну (члена ЕС) как относительно надежного цивилизованного игрока на финансовом рынке. Косвенно пострадает глобальная банковская система, так как Кипр может оказаться не единственной страной, к которой могут быть подобные требования.

Налог на депозиты сам по себе имеет положительные стороны, так как мог бы выступить существенной подпиткой бюджета страны. Но нынешнее решение (заморозить, а потом изъять часть депозитов) создает опасный прецедент и подрывает доверие к банковской системе в целом. Одно дело - ввести налоги на депозиты со стандартным механизмом действия. Другое дело - заморозить, а затем изъять часть средств вкладчиков. Такое решение может иметь далеко идущие последствия для экономики Кипра: резиденты других стран поймут, что шансы защитить собственные интересы в своей стране зачастую оказываются выше, чем за рубежом. Часть капиталов может быть потеряна вкладчиками (из-за возможного банкротства части кипрских банков в случае массового оттока депозитов). Уцелевшие капиталы частично вернутся в страны своего "происхождения", частично - в другие страны Европы.

Если будет возможность - деньги будут выведены на другие юрисдикции. Если это не удастся и средства будут обменяны на ценные бумаги банков, то вместо инвестиций в Украину средства компаний будут фактически вложены в проблемные активы.

В целом проблему "деофшоризации" украинской экономики можно было решить более цивилизованным путем: гарантией защиты капитала внутри страны и качественным надзором за миграцией капитала за рубеж. Согласно публичной информации, ряд крупных отечественных компаний заранее диверсифицировали структуру зарубежных инвестиций, переразместив часть средств в банках других стран. Для остальных компаний это станет стимулом для того, чтобы в будущем более тщательно оценивать не только выгоды, но и риски "защиты активов" с помощью зарубежных юрисдикций.

Кипрский перелом. Путь из рантье в банкиры

Андрей Сидоренко, юрист ЮФ Ильяшев и Партнеры

C учетом того факта что Кипр, имея наиболее благоприятный договор об избежании двойного налогообложения, является лидером по прямым иностранным инвестициям в Украину, можно предположить, что инвесторы имеют активы, равные сумме всех прямых инвестиций с Кипра - $17,275 млрд. В таком случае сумма их потерь составит порядка $1,72 млрд.

Вопрос введения Кипром налога с банковских депозитов остается открытым. Пока нельзя точно сказать, будет ли налог с депозитов частью существующей системы налогообложения (к примеру, частью подоходного налога или налога на прирост стоимости имущества) или же отдельным налогом. В последнем случае возникает вопрос: будет ли этот налог, не предусмотренный ни действующим, ни новым соглашением об избежание двойного налогообложения, засчитываться украинскими налоговыми органами против налогов, подлежащих уплате в Украине.

Существует вариант, что возможный налог будет "конвертироваться" в акции банков путем их (акций) передачи "инвесторам" (собственникам депозитов). В таком случае не совсем уместно говорить о введении нового налога, скорее - о добровольно-принудительном участии в капитале банка. С точки зрения украинского законодательства такое приобретение акций может быть расценено как иностранная инвестиция, осуществленная без получения соответствующей лицензии НБУ.

Наименее благоприятный для украинских резидентов вариант - когда налог будет уплачиваться (удерживаться) при одновременном предоставлении акций банка. В таком случае украинские резиденты могут столкнуться не только с невозможностью зачета уплаченного налога против украинских налогов и фактом нарушения валютного законодательства, но и с тем, что налоговые органы будут трактовать акции как безоплатно полученные.

Несмотря на вышеизложенные варианты развития событий и их налоговые последствия для вкладчиков Кипр остается частью Европейского союза с благоприятной и относительно стабильной системой налогообложения. Вкладчикам хочется посоветовать не спешить с выводом активов из Кипра, а дождаться окончательного решения кипрских властей по этому вопросу.

Следует отметить, что в будущем роль стран с низкой эффективной ставкой налогообложения (к примеру, Ирландии) или классических офшоров (таких как Британские Виргинские или Бермудские острова) может стать более скромной. В связи с этим потенциальным инвесторам целесообразно обратить внимание на нетрадиционные налоговые убежища, такие как Франция, Великобритания и даже США. В этих странах низкие ставки по договорам об избежании двойного налогообложения, а также широкий спектр специальных режимов налогообложения.

Кипрский перелом. Путь из рантье в банкиры

Олег Иванец, старший аналитик коллекторской компании УкрФинансы

Кто выиграет в случае реализации "кипрской идеи"? Очевидно, в первую очередь, - правительство ЕС. Столь оригинальная идея, естественно, возникла не потому, что у Евросоюза нет 5-6 млрд. евро для поддержки Кипра. Смысл послания очевиден – не может страна быть членом ЕС и при этом оставаться офшорной зоной. Вероятно, независимо от того, как будет развиваться ситуация, ЕС своей цели уже достиг - желающих хранить деньги на Кипре заметно поубавится. В то же время, эти меры не касаются торговых операций и текущих счетов компаний. Поэтому Кипр, вероятно, еще долго будет оставаться основными воротами для инвестиций как из Украины, так и в Украину.

Ведь Кипр в своем роде уникальная страна, ведь не зря более 90% инвестиционных денег в Украину приходят именно оттуда. Его уникальность в том, что среди всех офшорных зон только с Кипром у Украины есть договор об избежании двойного налогообложения. Есть много мест в мире, где можно хранить деньги без налогов, но на Кипр их легче всего отправить из Украины. Равно как и отправить в обратном направлении.

Полноценной замены Кипру просто нет. Учредить компанию на Кипре относительно дешево. Есть другие страны (не офшоры), с которыми у Украины есть договор об избежании двойного налогообложения и которые также предлагают схемы минимизации налогов и защиты прав собственности. Но открытие компаний там стоит на порядок дороже, а схемы оптимизации финансовых потоков – сложнее. Из таких стран среди украинских инвесторов наиболее популярны Голландия, Великобритания, Австрия и Швейцария. Всего договора об избежании двойного налогообложения Украина подписала с более чем 40 странами. Но только 5 из них предлагают эффективные схемы оптимизации финансовых потоков.

Ирина Черныш