Кому выгодно держать нереалистичный курс гривни
41797_image_large.jpg

Одно из решений, принятых на прошедшей во вторник, 13 января, первой в этом году встрече руководства НБУ с главами 40 крупнейших банков, - повременить с отменой индикативных валютных аукционов НБУ как минимум до окончания работы миссии МВФ в Украине. Именно от решения Фонда будет зависеть дальнейший бюджетный процесс, и в частности курс гривни, закладываемый в главную финансовую смету страны. Поэтому есть смысл держать курс хотя бы по этой причине. Мало того, утверждают банкиры, есть вероятность, что держать гривню будут и после 29 января – до тех пор, пока Украина не получит очередной транш кредита stand by.

Опрошенные ЛІГАБізнесІнформ участники рынка, все как один пожелавшие остаться неназванными, сходятся во мнении, что фактор МВФ является одним из главных, определяющих поведение украинского финансового регулятора, и не только его. Косвенным подтверждением тому является назначение аж на 18 февраля парламентских слушаний о путях стабилизации банковской системы. Скорее всего, народные избранники решили дождаться решения Фонда по Украине наверняка.

Среди других наиболее важных факторов, сдерживающих возможные порывы регулятора пустить гривню в совсем-совсем свободное плавание, - страх последствий для банковской системы в целом. Возможное падение гривни автоматически приведет к нарушению большинством банков целого сонма регуляторных нормативов, вследствие чего НБУ вынужден будет применять санкции, а банки в спешном порядке докапитализироваться и доформировывать резервы. И это как минимум. Такой сценарий сейчас не нужен ни участникам рынка, ни регулятору. Кроме того, следствием обесценивания гривни станет дальнейшее обнищание населения и очередной удар по валютным заемщикам. А это уже политический вопрос. Дабы избежать подобного развития событий, регулятор, скорее всего, будет тянуть время, сохраняя статус-кво на валютном рынке. То есть, будет продолжать присутствовать на межбанковском рынке, проводя ежедневные индикативные аукционы. И хотя, говорят банкиры, эффективность использования индикативного курса как инструмента влияния на валютный рынок в нынешних условиях стремится к нулю, тем не менее своим присутствием на рынке регулятор дает понять, что ситуация до определенной степени контролируется и направляется.

Возможное падение гривни автоматически приведет к нарушению большинством банков целого сонма регуляторных нормативов, вследствие чего НБУ вынужден будет применять санкции, а банки в спешном порядке докапитализироваться и доформировывать резервы. Такой сценарий сейчас не нужен ни участникам рынка, ни регулятору

Основной негатив от такой деятельности НБУ – существование множественности курсов гривни: средневзвешенный курс аукциона, "белый" межбанковский курс, "серый" межбанковский курс, официальный курс наличного рынка и "черный" наличный курс. Но все это, уверен казначей крупнейшего банка, - меньшее зло по сравнению с возможными социальными последствиями дальнейшей девальвации гривни и проблемами банковской системы.

Впрочем, утверждает замглавы правления небольшого банка, ожидаемый отказ НБУ от проведения индикативных аукционов вовсе не означает неизбежность катастрофических последствий возможного курсового скачка, поскольку де-факто банки уже давно работают по рыночному курсу – 19,0-19,5 грн/долл. Нацбанк всего лишь вынужден будет де-юре опустить официальный курс гривни до рыночного уровня. Правда, от таких манипуляций гарантированно пострадают валютные заемщики банков.

Среди прочих важных причин держать курс – успокаивающе-терапевтическое воздействие на общество и сигнал некой стабильности для внешних кредиторов. Кроме того, это знак экспортерам – мол, нет смысла дальше ждать удешевления гривни, пора заводить валюту в страну.

Что касается аргумента: якобы курс держали до нового года, чтобы банки смогли закрыть годовую отчетность, то, уверены собеседники ЛІГАБізнесІнформ, для большинства банков это не принципиально, поскольку год они закончили с убытками. Кроме того, сетуют банкиры, до сих пор нацбанк не был замечен в особом стремлении помогать финучреждениям в формировании отчетности.

Не выдерживает критики и версия о том, что курс держат, чтобы госдолг не превысил отметку 60% от ВВП, дабы Россия не потребовала досрочного погашения своего займа на $3 млрд. Ведь этот рубикон уже давно пройден.

Руслан Кисляк