Курс, инфляция, эмиссия. О чем рассказывала Гонтарева депутатам
Валерия Гонтарева, глава НБУ

Пятничное выступление главы НБУ Валерии Гонтаревой в Верховной Раде напоминало разговор немого с глухими. Ее – обвиняли, она – часто не находила нужных слов для достойного ответа. И проблема не столько в том, что парламентские микрофоны жили своей жизнью, не давая возможности ни спросить толком, ни ответить аргументированно, сколько в том, что депутаты не готовы были слушать и воспринимать доводы главы центробанка. Создавалось впечатление, что народным избранникам и сам визит Валерии Гонтаревой нужен был лишь для того, чтобы лишний раз пропиариться, но никак не искать выходы из сложной ситуации, в которой оказался отечественный финансовый сектор.

Судя по всему, главный банкир страны намеревалась повторить информацию, озвученную в ходе итоговой пресс-конференции в конце прошлого года. Тем не менее, за 20 минут, отведенные регламентом, ей удалось озвучить лишь небольшую ее часть. Народные избранники явно не желали слушать докладчика, свидетельством чего был "разброд и шатания" в сессионном зале. В итоге, никто никого не услышал, но фарс получился знатный. Если бы не было так грустно.

ЛІГАБізнесІнформ обнародует самое интересное из того немногого, что Валерии Гонтаревой удалось донести до депутатов:

Я не народный депутат, поэтому еще не привыкла к этому цирку

Экономический кризис 2014-го в цифрах

Падение ВВП – 7,5%, почти стопроцентная девальвация гривни, потребительская инфляция на уровне 25%, утрата трети депозитов банковской системы, снижение золотовалютных резервов НБУ до $7,5 млрд.

Фиксированный курс гривни – это чревато

Фиксированный курс гривни к доллару убивал конкурентоспособность экономики, не создавал экономических стимулов для роста экспорта, импортозамещения, внедрения энергосберегающих технологий и в результате привел нас к финансовой пропасти. А страх внедрить решительные реформы усугубил ситуацию.

Куда уплыли резервы

В 2014 году дефицит госбюджета в объеме 63 млрд грн был профинансирован Национальным банком посредством покупки ценных бумаг государства. Средства МВФ и других международных кредиторов в объеме $9 млрд были потрачены на возврат старых долгов. $8,6 млрд были проданы из резервов НБУ на потребности Нафтогаза Украины. При этом центробанк вдвое увеличил свой портфель госбумаг, который на конец года составлял 317 млрд грн, или более чем 70% всех локальных займов правительства. В общей сложности НБУ профинансировал правительство и Нафтогаз на 175 млрд грн, или 40% доходов сводного бюджета страны. Отток депозитов из банковской системы достиг 126 млрд грн, или 29%.

Чудеса рефинансирования

За время моего пребывания на должности главы НБУ банки вернули средств рефинансирования больше, чем получили от регулятора. С начала 2014 года и до моего прихода в НБУ банкам было выдано 35,6 млрд грн, а на конец года задолженность финучреждений составила 34 млрд грн. И это при том, что в сентябре в связи с ситуацией на Донбассе мы объявили банковские каникулы по возвращению средств рефинансирования на три месяца и подготовили специальную программу реструктуризации таких кредитов сроком на четыре года. Остаток по кредитам рефинансирования, выданным за всю историю независимой Украины, на сегодня составляет 110 млрд грн, или 7% ВВП. Из этих средств 14 млрд грн составляют рыночные кредиты под залог ОВГЗ. А львиную долю стабилизационных кредитов составляют средства, выданные в 2008-2013 годах. Эти деньги до сих пор не возвращены Национальному банку.

За всю историю Украины было эмитировано 338 млрд грн

Масштабы будущей эмиссии

Национальный банк планирует в текущем году прирост монетарной базы на 27%, или 91 млрд грн. В этих границах будет оказываться поддержка правительству, Фонду гарантирования вкладов и банковской системе. Эта цифра рассчитана исходя из прогнозного показателя инфляции 17,2%.

Перспективная гибкость

Национальный банк будет продолжать использовать систему гибкого обменного курса. До конца моей каденции фиксированного обменного курса гривни не будет.

Зарплата Гонтаревой

Депутаты заморозили зарплату главы НБУ на уровне семи минимальных зарплат. Я не соглашаюсь с такой зарплатой. Ни я, ни правление национального банка, ни главы департаментов НБУ. Моя зарплата составляет 10 тыс. грн в месяц. Мы надеемся, что Верховная Рада изменит введенные ограничения на оплату труда чиновников.

Руслан Кисляк