Курс НБУ. Семь ключевых тезисов Гонтаревой в Лондоне
Валерия Гонтарева, глава НБУ

Председатель Национального банка Украины Валерия Гонтарева 3 июля приняла участие в конференции Ukraine Investment Day, организованной инвестиционной компанией Concorde Capital в Лондоне. Редакция ЛІГАБізнесІнформ приводит основные тезисы выступления главы регулятора согласно аудиозаписи, предоставленной пресс-службой НБУ.

О задачах НБУ

Благодаря более чем 20 годам работы на украинских рынках капитала, финансовых рынках и в банковской системе я довольно хорошо понимаю основные вопросы. Понимаю, что нам необходимо делать, что должен делать Национальный банк для финансовой и пруденциальной стабильности. Для стабильности финансового сегмента нам необходимо, прежде всего, мирное решение проблемы восточного региона.

Мы обсуждали с МВФ возможность внедрения инфляционного таргетирования в течение 18 месяцев. Оно невозможно без нормальной работы рынков капитала. Это тоже будет моей задачей. Среди задач - усиление надзора за банковским сектором, создание специальной программы стабилизации банковской системы, решение проблемы ликвидности и достаточности капитала. У нас есть совместные со Всемирным банком программы для решения этих задач.

Возможно, должность главы НБУ – это не та работа, о которой я мечтала. Но в нашей стране сейчас это настоящий вызов для каждого – построить финансовую стабильность

Я на сто процентов сторонница гибкого курса. Поэтому вы не услышите ни о каком курсе до конца года. Нужно понимать, что свободно конвертируемая валюта и гибкий курс – это абсолютно разные вещи. Приоритетная идея сейчас – достижение гибкого курса. А в пятилетней перспективе можно будет рассмотреть вопрос конвертируемости курса.

О ситуации в экономике и банковской системе

Сейчас в стране довольно сложная ситуация из-за конфликтов на востоке Украины и аннексии Крыма. Но я даже удивлена, что экономические показатели не настолько плохи, как могли бы быть. В производственной сфере у нас до сих пор все довольно хорошо. Это потому, что конфликт на востоке страны ограниченный. Не все индустриальные области у нас в зоне войны. Некоторые отрасли производства хорошо работают.

Правительственный прогноз на 2014 год предусматривает падение ВВП на 3%, прогноз МВФ - на 5%. Национальный банк считает, что сокращение экономики в этом году составит 4,6%. А вот в следующем году мы ожидаем пусть не очень сильный, но рост - на уровне 1-2%.

Что касается банковского сектора, ситуация в нем более-менее стабилизировалась. Мы наблюдаем незначительный прирост депозитов физлиц.

О стресс-тестировании банков

Мы сейчас проводим стресс-тестирование 35 наибольших украинских банков. Поверьте мне, это 80% нашей банковской системы. Небольшие финучреждения могут существовать, почему бы и нет. Но они должны быть здоровыми и достаточно капитализированными.

Стресс-тестирование все еще не закончено. Вскоре будет завершено тестирование 15 наибольших банков. Мне интересно сравнить результаты стресс-тестов от "большой четверки" и наши ожидания – департамента пруденциального надзора НБУ и руководителей этих банков.

После работы в НБУ я вернусь в инвестиционное сообщество, поскольку хотела бы заниматься бизнесом по управлению активами

Стоит отметить, что стресс-тесты учитывают балансы банков на конец 2013 года. В этом году произошли события, которые вынуждают нас корректировать процедуры и результаты тестов. Программа МВФ предполагает необходимость рекапитализации украинских банков на 15 млрд грн. Но, возможно, понадобится больше средств – в зависимости от результатов тестирования.

О себе

Последние семь лет я работала в сфере рынков капитала и инвестиционной банковской деятельности. Но до этого в течение 15 лет я была коммерческим банкиром. Поэтому допускаю, что знаю этот сектор тоже очень хорошо.

Возможно, должность главы НБУ – это не та работа, о которой я мечтала. Но в нашей стране сейчас это настоящий вызов для каждого – построить финансовую стабильность.

Я абсолютно независима. Даже во время инаугурационной речи в парламенте я сказала, что голоса 349 депутатов, проголосовавших за меня, - это результат понимания, что регулятор должен быть абсолютно независимым.

О моей политической карьере, поверьте, речь не идет. Я уверена, что свои обязанности в должности главы НБУ должна выполнять как можно лучше. Но после этого я вернусь в инвестиционное сообщество, поскольку хотела бы заниматься бизнесом по управлению активами.

Об инфраструктуре финансового рынка

У нас более-менее хорошая инфраструктура финансового рынка. Это еще не евроклиринговые инструменты, но, поверьте мне, это не основное препятствие заходу иностранных инвесторов в Украину. Основное препятствие – это рейтинг ССС (преддефолтный, по версии "большой рейтинговой тройки" - ред.) с негативным прогнозом. Нам нужно реально начинать экономическое развитие, и после этого, я уверена, мы увидим свет в конце тоннеля.

Местная рыночная инфраструктура, а также инфраструктура рынков евробондов сейчас более-менее нормальная. Естественно, нам необходимы местные инструменты хеджирования. Но для того, чтобы иметь какие-либо деривативы, необходим нормальный рынок спот. В противном случае любые деривативы – это искусственные цифры. Поэтому я считаю основной своей задачей создание реального рынка спот в Украине.

Основное препятствие заходу иностранных инвесторов в Украину – это рейтинг страны на уровне ССС с негативным прогнозом

Внедрение же деривативов – это не так сложно. К примеру, рынок акционерных ценных бумаг в нашей стране создать сложнее. И для валютного рынка, я думаю, это довольно простая задача. Но, прежде всего, должны быть простые инструменты – спот, простые форварды и простые фьючерсы. И я думаю, что мы это сделаем.

О двойном листинге

Я абсолютно не против двойного листинга. Правда, я думаю, что это не панацея для нашего рынка. Но если вы считаете, что это нам поможет, то я не против. Основная преграда сейчас – это валютный декрет 1993 года. Вместе с парламентом мы должны решить, что с ним делать. Этот декрет не просто устаревший – он, как динозавр. Нам нужно его отменить.

Двойной листинг предполагает абсолютно свободные транзакции на рынке капитала. В противном случае это будут абсолютно искусственные цифры, даже при условии двойного листинга с двух разных рынков. Именно поэтому среди основных моих задач – создание соответствующей правовой инфраструктуры.

О пользе девальвации для экспортеров

Я не сторонник ослабления валюты для активизации экспорта. Наш экспорт больше зависит от мировых товарных цен. Разумеется, девальвация дает некоторые преимущества, но их тут же съедает инфляция. В текущем году из-за девальвации гривни и повышения тарифов инфляция может ускориться до 17-19%.

Александра Колесниченко

Руслан Кисляк