Лабиринт кредитора: как Ощадбанк выжимает долг из Lauffer Group

Морозной декабрьской ночью 2015 года на Уманский консервный комбинат, принадлежавший компании Lauffer Group, заехала колонна грузовых автомобилей. Казалось бы, привычная ситуация для завода. Но в грузовики начали грузить не готовую продукцию, а оборудование, которое было в залоге у государственного Ощадбанка по кредитному договору. В тот момент на проходной завода находились сотрудники финучреждения, которые и забили тревогу. На вопрос о том, что происходит, водители предполагаемой колонны ответили: "Завод вывозят в Ростов". Ощадбанку удалось остановить погрузку оборудования, и банк инициировал по данному факту уголовное производство. Но после этого случая вокруг предприятия банку пришлось установить государственную охрану, чтобы уберечь залоговое имущество.
Взаимоотношения с кредиторами у Lauffer Group не ладятся давно. Ощадбанк наряду с уже лопнувшим Авант Банком и Сбербанком России активно пытаются взыскать с должника выданные под залог имущества деньги. Однако история с Ощадбанком, как оказалось, достигла невероятного размаха. Причем сам акционер должника - Александр Лещинский - решил вывести конфликт в публичную плоскость, обвиняя менеджмент Ощадбанка в коррумпированности и работе в интересах бизнес-окружения премьер-министра Яценюка.
ЛІГА.net попыталась разобраться в истории кредитных и судебных войн кредитора и заемщика.
ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ
Lauffer Group работает в сегменте изготовления муки и хлебобулочных изделий, является крупным производителем и экспортером продуктов масложирового направления. В состав группы входит ряд фабрик по производству майонеза, макаронных изделий, консервной и другой продукции. Lauffer Group работает в Украине 14 лет и включает около 100 предприятий в различных сегментах продовольственного производства. Предприятия, которые входят в состав Lauffer Group, расположены в Центральной, Южной и Восточной Украине.
По результатам 2013 года оборот группы составил $415 млн
Читайте также Веселые качели: что происходит с акциями украинских компаний
Сколько должна Lauffer Group
Кредитные отношения Ощадбанка и Lauffer Group начались пять лет назад: в 2011 году банк выдал компании ООО ТК Урожай, входящей в Lauffer Group, кредит на 497 млн грн и $23 млн, что суммарно на момент выдачи кредита составляло 700 млн в гривневом эквиваленте. В качестве обеспечения долга Lauffer Group передала недвижимость, среди которой около десятка объектов в Донецке, в частности, ТК Золотой Урожай - хлебный бизнес Лещинского, а также Уманский консервный комбинат и Славянский масложиркомбинат.
Однако с февраля 2013 года обслуживание задолженности прекратилось. В компании сложности с обслуживанием кредита объясняют общей экономической ситуацией, которая сложилась в 2013 году, однако конкретных причин не называют.
В октябре 2013 года банк признал кредит проблемным и начал разработку стратегии взыскания. На момент выдачи кредита залоговое имущество полностью покрывало сумму долга. Поэтому финучреждение прибегло к использованию исполнительных надписей (распоряжение нотариуса на обязательстве должника о принудительном взыскании суммы денег или какого-либо имущества в пользу кредитора. - Ред.) на объекты залоговой недвижимости. Такие надписи, по словам Андрея Пожидаева, директора департамента реструктуризации задолженности для взыскания Ощадбанка, являются основанием для принудительного взыскания имущества в пользу банка силами Исполнительной службы.
На сегодняшний день задолженность Lauffer Group перед Ощадбанком с учетом процентов и пени превышает 2 млрд грн. Из них 1198 млн - гривневая составляющая и 990 млн грн - эквивалент валютной части кредита.
В пресс-службе Нацбанка ЛІГА.net пояснили, что, согласно закону о временных мерах на период проведения антитеррористической операции, с 14 апреля 2014 года банкам запрещено начислять пени и штрафы на основную сумму задолженности по обязательствам по кредитным договорам должников, зарегистрированных в зоне АТО. (Напомним, часть активов должника осталась в Донецке.)
Однако это ограничение не касается тела кредита и процентов по нему, их должник обязан выплачивать вне зависимости от локации.
С началом военных действий донецкое залоговое имущество стало неликвидным, ведь оформить какие-либо права на него невозможно. Несмотря на то что у Ощадбанка есть исполнительные надписи на донецкую залоговую недвижимость, в апреле 2015 года исполнительная служба отказалась взыскать с должника эти активы, поскольку расположены они на неподконтрольной Украине территории, причем банк несколько раз обращался в исполнительную службу.
Сейчас, как рассказывает Пожидаев, отказы исполнительной службы банк обжалует. Золотой Урожай находится в процессе банкротства, инициированного кредиторами (но не Ощадбанком) в начале 2015-го. При этом имущество компании также выступает залогом по взятому у Ощадбанка в 2011 году кредиту. Следовательно, пока обеспечить кредит могут только комбинаты в Умани и Славянске.