Почему Европе вредно экономить в кризис
Филипп Легрен, независимый экономический советник президента Европейской комиссии

Если придерживаться исключительно строгой экономии, то это не поможет побороть экономический и финансовый кризисы в Европе. Уровень экономического роста и количество рабочих мест должны повышаться с равным усердием. И лидеры стран Европейского Союза в настоящее время осознают это: одной из ключевых повесток дня на заседании Европейского совета 30 января был рост в 2012 году. Но главным вопросом остается следующий: каким образом его достичь?

Сама по себе строгая экономия не поможет побороть кризис в Европе

Необходимость в немедленных действиях - очевидна. По итогам последних трех месяцев 2011 года экономика еврозоны сократилась, и это коснулось даже Германии. Новый год выглядит мрачно. Франция и Британия еще держатся. Италия и Испания погрузились в глубокую рецессию. Греция переживает экономический спад уже пятый год. А безработица в еврозоне находится на рекордно высоком уровне: к примеру, в Испании и Греции примерно один из двух молодых людей - безработный.

Экономические проблемы внушительны: фискальное самоограничение, высокие процентные ставки за пределами стран с рейтингом ААА, урезание кредитов банками, делевередж домохозяйств, слабое инвестирование частного сектора, а также снижение экспорта. И все это происходит в то время, как глобальный спад ослабляет спрос.

В последние три месяца 2011 года экономика еврозоны сократилась. Новый год выглядит мрачно

До тех пор, пока рост не восстановится, любая временная финансовая стабилизация будет очень уязвимой. Рецессия ударит и по без того ослабленным балансам банков и правительств, увеличивая давление в сторону более быстрого делевереджа. Однако, несмотря на всю важность постепенного регулирования, более быстрые и глубокие урезания в значительной степени обречены на провал: большие сокращения в секторе частного кредитования и государственных расходов вызовут резкое замедление - и тем самым все пойдет по наклонной. Таким образом, большой новый толчок для роста имеет жизненно важное значение.

До сегодняшнего дня программа состояла в основном из структурных реформ, которые необходимы для повышения будущей производительности и гибкости. Кризис позволяет сделать политически смелые шаги в этом направлении во многих странах. Но структурные реформы не поспособствуют экономическому росту и увеличению количества рабочих мест сразу же (за одним исключением - если разрешить магазинам работать дольше).

Резкие сокращения в секторе частного кредитования и госрасходов вызовут замедление, и все пойдет по наклонной

С другой стороны, вытеснение менее продуктивных рабочих мест, например, в первую очередь увеличит уровень безработицы, нарастит государственные расходы и снизит расходы частного сектора. И, поскольку спрос понижен, кредиты - в дефиците, и число препятствий для ведения предпринимательской деятельности зачастую высоко, на создание большего количества продуктивных рабочих мест у бизнеса уйдет больше времени, чем обычно. В общем, в одиночку структурные реформы не могут простимулировать рост в 2012 году.

Вместо этого, внимание должно быть сфокусировано на увеличении инвестиций и экспорта в странах с дефицитом текущего счета - таких как Франция, Италия и Испания (и Великобритания). Также необходимо обратить внимание на стимулирование потребления в странах с профицитом, таких как Германия и Нидерланды.

В одиночку структурные реформы не могут простимулировать рост в 2012 году

Поддерживая европейские банки, Европейский центральный банк действовал решительно. Теперь же ему необходимо поддерживать и реальный сектор экономики. В то время как официальные процентные ставки составляют лишь 1%, кредитоспособные государства, такие как Испания, платят более 5% за кредит сроком на десять лет. В Италии, к примеру, кредитоспособные предприятия могут брать кредит только по пунитивным (психологический термин, означающий дословно "имеющий отношение к наказанию", - ред.) ставкам, хотя и его могут не дать. Таким образом, ЕЦБ должен приложить больше усилий, чтобы разблокировать механизм воздействия на денежную политику. Европейская служба банковского надзора должна препятствовать делевереджу, настаивая на том, чтобы банки поднимали суммы целевого капитала, а не вводили единые ставки на уровне 9%. Также, при необходимости, национальные правительства должны предоставить гарантии для банковского кредитования малого и среднего бизнеса.

В то время как улучшение доступа к финансированию является жизненно важным, правительства также должны делать больше для стимулирования инвестиций. Они должны определить приоритетные меры по упрощению открытия бизнеса, снять барьеры на пути венчурного капитала, а также ввести временные 100% налоговые скидки для содействия бизнесу по привлечению инвестиций. На уровне ЕС капитал (резервная часть уставного капитала) Европейского инвестиционного банка должен быть значительно увеличен - как предложил в своей речи в сентябре прошлого года президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу. Таким образом, Европейский инвестиционный банк мог бы профинансировать большую волну общеевропейских инвестиций, особенно в инфраструктуру.

Жизненно важно улучшить доступ к финансированию. А правительства должны больше стимулировать инвестиции

Повышение экспорта также является существенным. Страны с дефицитом платежного баланса должны стать более конкурентоспособными, повышая продуктивность при одновременном сокращении затрат. Будет приветствоваться более конкурентоспособная валюта: на примере того, как крах фунта стерлингов с 2008 года поднял экспорт Великобритании, слабый евро помог бы восстановить конкурентоспособность в чувствительном к цене экспорте экономике средиземноморских стран. Финансовая девальвация - сокращение налогов на заработную плату и возврат обложения доходов высоким НДС - также могут помочь.

Страны с активным платежным балансом тоже должны сыграть свою роль, что в их же собственных интересах. Подобно тому, как Китай должен позволить юаню расти, Германия - чье активное сальдо текущего платежного баланса превышает аналогичный показатель Китая, в качестве доли от ВВП и в абсолютном выражении - нуждается в более высоком реальном валютном курсе. Это означает, что немцы должны получать более высокие зарплаты, сопоставимые с их повышенной производительностью, чтобы таким образом они могли позволить себе больше поездок в Испанию и Грецию. Если бизнес не будет обязывать, то сокращение подоходного налога может сыграть злую шутку.

Правительствам, которые не могут взять кредит, придется затянуть пояса. Но они должны следовать пути укрепления, а не бездумной экономии

Это подводит нас к налогово-бюджетной политике. У правительств, которые не могут занимать деньги по невысоким ставкам (или вообще не могут), не остается иного выбора, кроме как потуже затянуть пояса. Но они должны следовать намеченному пути укрепления, а не бездумной экономии. Таким образом, они должны поддерживать инвестирование в квалифицированных специалистов и инфраструктуру, при одновременном сокращении субсидий и трансфертных платежей. Также они должны сейчас на законодательном уровне укрепить основы для будущих реформ, в частности, которые бы побудили людей работать дольше.

Не в последнюю очередь правительства, которые могут занимать по беспрецедентно низким ставкам в 0% в реальном выражении сроком до 10 лет (как в случае с Германией), должны сыграть роль в поддержании спроса. Действительно ли мы увидим, как НДС будет понижен перед выборами в Германии в следующем году?

Филипп Легрен, независимый экономический советник президента Европейской комиссии
© Project Syndicate, 2012