Почему практически остановился валютный межбанк
40123_image_large.jpg

Торги долларом на межбанке в четверг шли крайне вяло. По состоянию на 16:00 было продано всего лишь $51,32 млн. по средневзвешенному курсу 13,5070. Это абсолютный минимум за весь период обнародования Нацбанком соответствующей информации (начиная с 14 августа). Интересно, что по состоянию на 11:30 торговля вообще не шла. А до 14:00 было продано всего лишь $8,97 млн. Но к концу торгов ситуация несколько выровнялась и по состоянию на 17:00 общий объем продаж достиг $134,58 млн. по средневзвешенному курсу 13,5488.

За более чем месяц подобная динамика торгов на межбанке отмечалась лишь единожды – 3 сентября было продано $124,7 млн. Во все другие дни объем торгов составлял в среднем $200 - $300 млн.

Причин такого "затишья" на рынке как минимум две. На пятницу запланирован аукцион НБУ по продаже валюты. Именно на этот аукцион надеются банкиры, поскольку других способов приобрести валюту, не выйдя за согласованный с регулятором потолок в 13,5 грн./долл., практически нет. Те банки, которые имеют валюту для продажи, придерживают ее в ожидании дальнейшего роста курса. Те же, кто готов продавать по рыночному курсу сейчас, боится возможных санкций НБУ, поскольку рыночный курс явно превышает уровень в 13,5 грн./долл. Боятся регулятора и потенциальные покупатели валюты по рыночному курсу.

В этой ситуации банкиры прибегают к хитрости – они продают друг другу валюту по кросс-курсу, то есть совершая ряд промежуточных покупок валюты, отличной от доллара. К примеру, банк может купить у другого банка российские рубли по завышенному курсу, а уже за рубли купить доллары по курсу, удовлетворяющему НБУ. При этом фактический курс покупки валюты оказывается выше заявленного.

О ситуации на валютном межбанке рассказывают банкиры

Казначей крупнейшего банка

Разрыв между спросом и предложением валюты на межбанковском рынке продолжает быть огромным. Многие банки готовы покупать по курсу, выше 14 грн./долл., но боятся нарушить договоренности с НБУ не поднимать цену выше 13,5. К слову, такие договоренности были достигнуты на очередной встрече крупнейших и крупных банков с руководством НБУ, прошедшей в среду, 17 сентября. Есть, конечно, отчаянные банки, которые, прежде всего, стараются удовлетворить заявки своих клиентов, дабы не растерять их. Но большинство участников рынка не рискуют покупать по рыночному курсу.

Для того, чтобы снизить курс до 13,5 грн./долл., НБУ должен продать на межбанке порядка $200 млн

Поэтому большие надежды возлагаются на пятничный аукцион. Думаю, котировки будут стремиться к уровню 14 грн./долл. Правда, по логике вещей, в рамках "джентльменских" договоренностей Нацбанк не должен выставлять котировки выше 13,5. К слову, НБУ анонсировал так называемый голландский аукцион, предполагающий снижение котировок в процессе торгов.

Важный момент – сколько валюты НБУ готов продать, поскольку договоренности с МВФ предполагают наращивание золотовалютных резервов, а не их расходование. Скорее всего, объем будет небольшой. Так вот, может случиться так, что Нацбанк дабы не продать валюты больше, чем запланировано, отсечет ровно столько заявок с низкими котировками, чтобы продать нужную сумму по максимальной цене. При этом для полного удовлетворения спроса сумма продажи валюты на аукционе должна значительно превышать $50 млн. Для того, чтобы снизить курс до 13,5 грн./долл., продать одноразово нужно порядка $200 млн.

Дмитрий Гриджук, глава правления банка Хрещатик

Скромный объем торгов на межбанке в четверг можно пояснить нежеланием банков переплачивать накануне пятничного аукциона. Это будет так называемый голландский аукцион.

Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра

Валюты на межбанке катастрофически не хватает. Даже крупнейшие банки не могут выполнить заявки своих клиентов. Все надеются на пятничный аукцион. Кстати, глава НБУ обещала банкам еженедельные аукционы. Тем не менее, на прошлой неделе его не было, что стало причиной паники на рынке. В случае если аукцион все-таки проведут – курс доллара может немного откатиться. Участники рынка ожидают продажу регулятором порядка $100 млн.

Руслан Кисляк