Поучиться у Джобса: зачем финансистам нужны инновации
http://www.project-syndicate.org/#Эндрю Шэн, главный консультант китайской Комиссии банковского регулирования, в прошлом председатель Комиссии по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга

В марте 2011 года бедственное землетрясение, цунами и ядерная катастрофа нанесли удар по Японии, что привело к остановке производства основных компонентов, от которых зависят многие глобальные системы поставок. Внезапный срыв графиков поставок этих жизненно важных для производственного процесса материалов вынудил переоценить функционирование этих логистических цепочек. Однако это привело не только к ослаблению производственного сектора. Финансовая сфера недавно также пострадала от обвала своей собственной почти "логистической цепочки".

Банкротство Lehman Brothers не только перевернуло вверх дном финансовые системы, но и практически заморозило глобальную торговлю

Банкротство Lehman Brothers в 2008 году не только перевернуло вверх дном финансовые системы, но также привело практически к замораживанию всей глобальной торговли, в связи с тем, что банки, обслуживавшие крупные и средние предприятия, отказались оказывать финансовую поддержку друг другу из страха банкротства контрагента. Простая банковская система прошлого, основанная на розничных депозитных продуктах, - система, деятельность которой была направлена на финансирование кредитных потребностей заемщиков, превратилась в сложную - и глобальную - цепочку снабжения, подверженную рискам дестабилизации в форме "эффекта домино", сравнимым с теми, которые имели место в Японии весной прошлого года.

Цепочки финансового снабжения и логистические цепочки обеспечения производства имеют три основные характеристики: архитектуру, механизм обратной связи и процессы. Устойчивость и эффективность этих цепочек зависит от взаимодействия указанных компонентов.

Простая банковская система превратилась в сложную цепочку снабжения, подверженную рискам "эффекта домино"

В современной финансовой архитектуре, как и в цепочках снабжения в других сферах, взаимозависимые сети сосредоточены в мощных центрах деятельности. Например, всего два финансовых центра - Лондон и Нью-Йорк - занимают доминирующее положение в области международных финансов, и 22 "игрока" осуществляют 90% всех торговых операций иностранной валютой. Такая концентрация является достаточно рациональной, но, в то же время, она способствует возникновению большего системного риска, т.к. в случае краха ведущих центров может произойти крах всей системы.

Механизмы открытой обратной связи обеспечивают цепочки снабжения возможностью реагировать на изменения окружающей обстановки. Однако, в случае с финансовыми цепочками, механизмы обратной связи могут усилить шок до такой степени, что обанкротится вся система. Крах банка Lehman Brothers послужил толчком к такому "взрыву", и финансовые системы были спасены только за счет помощи правительств.

И, наконец, процессы в цепочках снабжения и обратная связь между ними делают систему больше или меньше, чем сумма их частей. Принимая во внимание, что сложная сеть образуется путем слияния большого количества подсетей, неэффективность или слабости одной из них могут оказать влияние на жизнеспособность системы в целом.

Сегодня финансовые инструменты обеспечивают большую прибыль финансистам, а не конечным потребителям

Как и логистические цепочки обеспечения производства в период начала разрушений в Японии, цепочки финансового снабжения столкнулись со значительным давлением необходимости перестройки и адаптации в связи со смещением глобального экономического баланса в сторону развивающихся рынков. Как только это произойдет, миллионы потребителей станут средним классом в этих странах, что приведет к развитию новых социальных сетей, и изменение экономического климата станет стимулирующим фактором для глобальной торговли.

В дополнение к этому, основные регулятивные реформы введут новые и более высокие расходы для финансового сектора. Банки и другие институты также будут вынуждены диверсифицировать свои финансовые продукты, что поможет реальному сектору экономики управлять наиболее сложными рисками и позволит привлечь инвестиции в такие сферы, как экологические "зеленые" технологии и инфраструктура развивающихся стран.

Кроме того, глобальная финансовая стабильность в настоящее время зависит от более тесного сотрудничества на международном уровне, с ужесточением правил на национальном уровне. Понятно, что развивающиеся рынки ищут альтернативные модели роста экологичные и обеспечивающие устойчивое развитие. Деятельность их финансовых секторов будет значительно отличаться от существующей модели, управляемой потреблением.

В мире, где потребление и финансы должны расти медленнее для соответствия существующим ограничениям в области глобальных ресурсов и окружающей среды, какую роль могут сыграть финансы в сфере сокращения дополнительного потребления, финансируемого за счет неустойчивого предложения заемных средств? А также, принимая во внимание, что финансовые институты должны будут осуществлять мониторинг и управление рисками значительно отличающимся способом, как для себя, так и для клиентов, какова роль распределения в мире, где потребление, сбережение и инвестиции будут ускоряться с колебаниями?

Cоциальные сети перевернули финансовый рынок с ног на голову. Миллионы клиентов могут немедленно прокомментировать качество предлагаемых продуктов

Финансовое "производство" в настоящее время представляет собой процесс "сверху-вниз". Инструменты созданы таким образом, чтобы их продажа обеспечивала большую прибыль финансистам, а не конечным потребителям. В то же время, увеличение количества интерактивных социальных сетей перевернули финансовые новинки с ног на голову. Миллионы клиентов банков, использующие мобильные телефоны, могут немедленно сообщить свои комментарии относительно того, какие из предлагаемых продуктов и услуг им нравятся, а какие нет. В будущем системы управления клиент-сервис и системы управления транзакциями будут получать комментарии от клиентов более часто, что позволит создавать продукт в интерактивном режиме.

Текущая стратегия в финансовой сфере создает значительную конкуренцию, повышая долю рынка за счет расходов конкурента, часто подрывая доверие клиентов ради получения краткосрочных доходов. До сих пор финансовый сектор доказывал в прошлые эпохи, что он может работать на благо общества, оказывая заслуживающие доверия и рациональные услуги. Победа цепочек финансового снабжения в будущем сможет вселить уверенность, что они безопасны, стабильны и оказывают эффективные услуги для большинства клиентов.

Точно так же, как Стив Джобс из Apple преобразовал компьютерную индустрию, финансовые институты должны представить новые цепочки приращения стоимости

В прошлом веке инновации были сосредоточены на процессах, продуктах и услугах. В настоящее время финансовому сектору необходимы инновации более высокого уровня, с использованием подходов бизнес-моделей, стратегии и управления, которые восстановят веру в финансы. Точно так же, как Стив Джобс из компании Apple преобразовал компьютерную индустрию за счет престижных товаров и высоконадежных, удобных для пользователя и "свежих" услуг, финансовые институты должны будут представить новые цепочки приращения стоимости, которые обеспечат уверенность за счет приспосабливания к растущим потребностям новых рынков.

Принимая во внимание такие глубокие изменения, финансовые лидеры должны задуматься над тем, как управлять новой цепочкой финансового снабжения – революционной новинкой для нашего все еще нового столетия.

Эндрю Шэн – президент института Fung в Гонконге и главный консультант китайской Комиссии банковского регулирования, в прошлом председатель Комиссии по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга
©Project Syndicate, 2012