Приват чистит конюшни. Как банк избавится от плохих кредитов
Фото: Лига/Андрей Гудзенко
Содержание:
  1. Льготы для миллиона
  2. Условия реструктуризации
  3. Реструктуризация или убыток
  4. Милиард на суды
  5. Нежелательные залоги

ПриватБанк учится избавляться от проблемных активов, которые накопил при прошлых акционерах - Игоре Коломойском и Геннадии Боголюбове.

Банк начнет с плохой задолженности физлиц и небольшого бизнеса: с 26 ноября стартует масштабная программа реструктуризации NPL-кредитов, которые перестали обслуживаться еще до национализации Привата в декабре 2016 года, рассказала на встрече с журналистами заместитель председателя правления ПриватБанка Галина Пахачук.

О кредитах компаний Коломойского и Боголюбова речь пока не идет – они остаются на балансе банка.

Программа только на первом этапе охватит 294 000 кредитных договора на 48,5 млрд грн. По словам Пахачук, часть долга (около 21% от суммы) реструктуризируют на льготных условиях и переведут в разряд работающих кредитов, остальное – спишут.

Пахачук руководила Приватом в статусе и.о. после отставки Александра Шлапака. При новом главе – Петре Крумханзле – она занимается всеми проблемными кредитами, в том числе кредитным портфелем компаний, связанных с экс-владельцами банка.

Как будет проходить реструктуризация, что Приват будет делать со своими "токсичными" активами и почему получил убыток в третьем квартале?

LIGA.net публикует основные тезисы разговора Пахачук с журналистами.

Льготы для миллиона

Приват намерен привлечь к программе реструктуризации 951 000 договоров на 87,7 млрд грн. До национализации было 516 000 плохих кредитов, общая сумма долга – 80,7 млрд грн. Весь этот долг не обслуживается более трех месяцев, 81% суммы – штрафы и пеня, начисленные за все время просрочки, уточняет Пахачук. То есть балансовая стоимость кредитов – около 20 млрд грн.

В этом портфеле клиенты трех категорий: розничные заемщики (кредитные карты, кэш-кредиты и т.п.), потребительское кредитование, в том числе авто- и ипотека, а также малый и средний бизнес.

На первом этапе, который начнется 26 ноября и продлится 6-8 месяцев, банк планирует обработать 294 000 проблемных договоров на 48,5 млрд грн. Балансовая стоимость этих кредитов – 12,3 млрд грн. Сумма долга по одному кредиту – от 5000 до 300 000 грн.

По итогам реструктуризации пеню и штрафы спишут, говорит Пахачук. Полностью – для МСБ и потребкредитов (в зависимости от кредита и "глубины" долга им также спишут часть процентов), частично – для розничных клиентов.

"26 ноября начнется масштабное оповещение клиентов всеми каналами связи: смс, email, звонки колл-центра, – рассказывает Пахачук. – Мы хотим заинтересовать их лояльными условиями и возможностью очистить свою кредитную историю".

Таким образом банк хочет оптимизировать свои активы, что позволит ему частично расформировать резервы. Приват полностью зарезервировал 98,3% всего кредитного портфеля.

Общий потенциал проекта – 21% возвратов от общей суммы проблемки, говорит зампредправления банка. Долг клиентов, которые не захотят идти на реструктуризацию либо спишут, либо продадут коллекторским компаниям. На первом этапе Приват надеется вернуть 3,6 млрд грн из 12,3 млрд грн по балансу.

"Это лучше, чем не делать ничего, у банка есть выстроенная структура по работе с плохим долгом, в проекте будут заняты 850 сотрудников, – говорит Пахачук. – К тому же мы пока не видим на рынке коллекторских компаний, которые могли бы дать нам больший эффект”.

Условия реструктуризации

Приват исключил из потенциальной базы для реструктуризации кредиты, выданные на территории ОРДЛО и Крыма, долг умерших клиентов и нерезидентов и военнослужащих, а также сделки с признаками мошенничества.

Остальным предложат разбить долг на срок от 3 до 36 месяцев с условием обязательной первой выплаты 15% от суммы. Ставка будет зависеть от срока: 13 – 16% в гривне. Всего банк разработал 47 разных вариантов реструктуризации в зависимости от кредитного продукта и типа заемщика, рассказывает Пахачук.

Приват чистит конюшни. Как банк избавится от плохих кредитов
Фото: ПриватБанк

"Мы хотели, чтобы ставка была мотивирующей, пусть даже она ниже рыночной", – говорит зампред банка. По ее словам, сейчас банк кредитует МСБ под 16-18% годовых.

Валютные кредиты будут конвертированы в гривню, но из-за высокой курсовой разницы к ним применят символическую ставку в 0,01% годовых.

Реструктуризация или убыток

С реструктуризацией проблемного портфеля Привата еще должен согласиться Минфин как собственник госбанка. Пахачук ожидает, что министерство выдаст общее решение по всем успешным сделкам по итогам первого этапа проекта – через 6-8 месяцев.

Это нужно, чтобы правоохранительные органы не трактовали списание части долга, как нанесение ущерба государству менеджерами госбанков. Несмотря на то, что подобных уголовных прецедентов пока не было, Пахачук считает санкцию Минфина принципиально важной.

"Теоретически, для этого достаточно и решения набсовета ПриватБанка, но лучше, чтобы это все же сделал собственник, – считает она. – Предварительное согласие в министерстве уже дали, посмотрим по результатам проекта".

Что делать с остальными проблемными активами, Приват пока не решил. Сейчас НБУ совместно с Минфином и специалистами Всемирного банка готовят рекомендации по работе с проблемными активами, в том числе в части кредитов связанным лицам, говорит Пахачук.

Общий кредитный портфель банка – 242 млрд грн, 206 млрд из этой суммы – долг компаний, связанных с экс-собственниками, считают в Привате. По словам Пахачук, практически весь связанный портфель не обслуживается. Исключение – 6 кредитов на Кипре, которые приносят банку 16 млн грн в год процентных выплат, рассказывает зампред Привата.

Милиард на суды

ПриватБанк только в Украине инициировал 573 иска против бывших собственников. Сопровождают претензионную работу 58 юристов, рассказывает Пахачук. Затраты банка на оплату судебного сбора в 2018 году составили 700 млн грн.

Вместе с услугами юрфирм, в том числе, представляющих Приват в иностранных судах, судебные издержки обходятся банку в 1,2 млрд грн в год, добавляет зампред банка.

Еще один иск касается аудитора PwC – Приват считает, что его деятельность привела к убыткам на $3 млрд. Дело будет рассматриваться на Кипре, чтобы ответчиком могла выступать не только украинская "дочка" PwC, но и другие структуры компании, поясняет Пахачук.

Банк до сих пор продолжает терпеть убытки от портфеля связанных кредитов: в третьем квартале банк зарезервировал задолженность 10 офшорных компаний, которые получили кредит на $300 млн под залог шинного завода в Румынии.

Привату пришлось сформировать резерв на 5,8 млрд грн из-за того, что по законодательству этой страны он не смог бы принять залог на баланс, к тому же сам завод начал процедуру банкротства, говорит Пахачук.

"Мы не ожидаем, что в будущем появятся подобные истории, потому что мы уже зарезервировали почти весь портфель, – рассказывает она. – В любом случае банк не нуждается в докапитализации государством – все дополнительные риски мы способны покрыть за счет своей прибыли".

Несмотря на убыток в третьем квартале (1,8 млрд грн, по итогам 9 месяцев банк показал прибыль – 5,1 млрд грн), по состоянию на начало ноября, Приват зафиксировал "плюс" в 7,2 млрд грн. На конец года банк надеется выйти на показатель в 5 млрд грн прибыли. Аналогичная сумма запланирована на 2019 год.

Около половины процентного дохода банка генерируют ОВГЗ, полученные в ходе докапитализации – 8,7 млрд грн с начала года. Еще 1 млрд грн он получил от краткосрочных гособлигаций, в которые вложился самостоятельно. Комиссионный доход Привата за 9 месяцев - 13,1 млрд грн.

Нежелательные залоги

Банкам часто проще списать проблемную задолженность, покрыв ее резервами и один раз зафиксировав по ней убытки, чем брать на баланс, даже если она покрыта залогом, констатирует Пахачук. В качестве примера она приводит пул из 248 АЗС, которые выступают обеспечением по договорам лизинга между Приватом и 26 заемщиками-юрлицами. Банк принял их на баланс по цене 6,3 млрд грн, оценка по справедливой стоимости - 324 млн.

"Теперь у банка возникает вопрос: принимать эти объекты на баланс и нести затраты на их содержание, пытаясь продать, что довольно сложно даже по справедливой стоимости, – говорит Пахачук. – Или и дальше держать этот долг".

Затрудняет работу банков с залогами и то, что они не могут продавать имущество по "голландской" модели со снижением цены, как это делает Фонд гарантирования. Из-за этого на балансе могут скапливаться мелкие активы: у Привата есть портфель из тысячи небольших объектов – квартир и машин – стоимостью в 6 млрд грн.

"С сентября 2017 года мы пытаемся продавать их на СЕТАМ и ПриватМаркете, в месяц получаем около 6-10 млн грн", – говорит Пахачук.