Схемотехника: смогут ли все клиенты Михайловского вернуть деньги

После аудита банка Михайловский Фонд гарантирования вкладов физических лиц отказывается выплачивать средства вкладчикам, которые оформляли вклады в пользу финансовых компаний ИРК и КИС. Всего - около 14 000 человек. "Это реальные люди с реальными деньгами", — признает заместителем директора-распорядителя ФГВФЛ Наталья Рудуха. Чем руководствуется Фонд при решении об отказе?
Два в одном
Банк Михайловский прожил недолгую но, но яркую жизнь. Он был создан в июне 2013 года, и сразу начал активную работу по привлечению депозитов. Ставки по вкладам в гривне достигали 25% годовых, тогда как на рынке они не превышали 19% годовых. За год финучреждение выросло в 4 раза. Но не все деньги шли непосредственно в банк.
С 2014 года менеджмент начал привлекать средства вкладчиков не только в банк, но и в родственные финансовые компании. Своей деятельностью они напоминали финансовые пирамиды. "Они привлекали и привлекали. Вкладчиков хватало, что бы за счет новых вкладов рассчитываться с предыдущими. Но ни одного кредита за счет этих денег выдано не было", — говорит Рудуха.
Фактически, клиент приходил в банк Михайловский, и менеджер предлагал ему на выбор два способа вложения. Первый — в пользу финансовой компании, с повышенными процентами, другой — в банк, но доход по таким вкладам был меньше. О том, что деньги, вложенные в финансовую компанию не гарантируются, менеджер зачастую забывал сказать вкладчику. Но этот пункт был прописан в договоре, правда, четвертым шрифтом. "Да, клиент приходил в банк, но договора клиенты заключали с финансовыми компаниями. Ссылок на банк Михайловский не было. Кроме того, что менеджер банка михайловский по доверенности это компании привлекает деньги в пользу этой компании" — говорит Рудуха.
Читайте также - Замглавы НБУ: За Михайловский будет отвечать Полищук
Большинство клиентов выбирало большую доходность. Тем более, что такие вклады еще и страховали. "Когда мы провели аудит, то увидели, что более половины вкладов были оформлены на финансовые компании. Это около 1,6 млрд грн. Депозиты банка Михайловский без привлечения финкомпаний составляли около 1 млрд грн", — говорит заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физлиц Андрей Оленчик.
Формально банк не нарушал закон. "Наше законодательство позволяет банку кроме чисто банковских традиционных продуктов оказывать ряд дополнительных услуг. Среди таких услуг могут быть консалтинговые услуги, доверительные (трастовые) операции, иные услуги на денежном рынке, где банки выступают как посредники между частниками в финансовых соглашениях. Именно в ипостаси посредника банк выступил в отношениях физлиц, разместивших свои денежные средства на самом деле в одной из финансовых компаний", — говорит старший юрист практики разрешения конфликтов и споров адвокатского объединения Juscutum Ольга Додух.
Ночные операции
Деньги вкладчиков, привлеченные в пользу финансовой компании не гарантируются Фондом. Чтобы обойти эту форму руководство банка придумало схему, как вернуть эти деньги в банк и переложить ответственность за них на плечи государства.
Читайте также - Вкладчики Банка Михайловский за день получили 81 млн грн
Накануне введения временной администрации в банк Михайловский, банк заключил с компанией ИРЦ договор переуступки прав требования по кредитам ИРЦ на сумму 870 млн грн. "Сам договор существует. Но кроме него ничего нет. Кредитные дела не передавались, активы не передавались, информация о кредиторах отсутствует", — говорит Радуха. Также были заключены два договора уступки права требования по договору купли-продажи ценных бумаг на сумму 741 млн грн. "Это мусорные бумаги. Их даже в котировках нигде нет", — уточняет представитель Фонда.
По версии фонда, в ночь 22 мая были проведены странные операции. Денег, которые по документам поступили на счет банка Михайловский на сумму 1,6 млрд грн, фактически не было, они были разбиты за одну ночь на 14 000 вкладчиков ИРЦ и КИЦ. "Эти проводки делались с долей секунды. Сделано было около 20 000 проводок. Если предположить, что на клиента приходилась одна минута, то нужно 466 часов", — говорит Радуха.
