Степан Кубив: Большинство больных банков – конвертцентры
Степан Кубив, фото vgolos.com.ua

После назначения главой Национального банка Украины Степана Кубива, бывшего ранее комендантом Майдана и главой профильного парламентского комитета, банковская система продолжает бороться с целым рядом вызовов – начиная от девальвации нацвалюты и заканчивая сложным положением банков на оккупированной территории крымского полуострова. О первых шагах НБУ при новом руководстве журналистам деловых СМИ рассказал глава Нацбанка Степан Кубив.

О курсе гривни и курсовой политике НБУ

Гибкий курс гривни в Украине будет введен. Это позволит не делать резких курсовых скачков каждые 3-4 года. Если, например, 25% (девальвации гривни – ред.) разбить на три года, то курс будет меняться менее чем на 1% в месяц, и этот процесс ни для кого не будет болезненным.

В установившихся на сегодня границах курс гривни соответствует рыночному. Хотя спекулятивный курс теневой экономики несколько выше – во Львове один, в Харькове другой, в Донецке третий... Мы и это исправим. Я знаю, как это сделать в законодательной плоскости и за счет системы контроля тех помоек, которые, к большому сожалению, есть на сегодняшний день в Украине.

Об оттоке денег из банковской системы

Мы имеем результат – 423 млрд. грн. депозитов, 53 млрд. грн. – отток. Можно выделить два этапа оттока. Первый – объективный, вызванный внезапной девальвацией на 25%. Второй – политический, связанный с переживаниями, в частности о Крыме.

О наследии предшественников

Они (предыдущая власть – ред.) делали не законы, а схемы. Это касается векселей, санационного банка, Земельного банка, расчетного центра и др. В результате, эти схемы нужно отменять и изменять банковское законодательство. Правление НБУ настроено на реформирование банковской системы и самого Нацбанка. НБУ будет открытым и прозрачным.

О болезнях банковской системы

Есть две категории банков – сильные (здоровые) и больные. Здоровые будут жить и поддерживать ликвидность. Больные – либо излечиваться, либо консолидироваться. В числе больных банков, имеющихся на сегодня, около 90% являются конвертационными ямами. Они были созданы под отдельные бизнесы и работали не на государство и человека, а на клан, который, придя к власти, осуществлял перераспределение уже поделенного капитала.

Некоторые банки были созданы под отдельные бизнесы и работали не на государство и человека, а на клан, который, придя к власти, осуществлял перераспределение уже поделенного капитала

О конвертационных центрах

Таких финучреждений насчитывается около десяти. В них сейчас работает проверка НБУ. Мы действительно заберем у них лицензию вместе с правоохранительными органами. Тот, кто занимается нечестной работой, будет попросту без работы. Оборачиваемость наличности по данным банкам (снятие) за прошлый год составило 146 млрд. грн. Мы все это выявили и индивидуально с ними (руководством банков – ред.) переговорили. Когда я занялся, так сказать, административными методами воспитания, то увидел настоящих собственников за каждым из банков. Теперь соответствующие органы получили информацию и будут этим заниматься.

О ситуации с банками в Крыму

В Крыму находится 1022 банковских отделения, 11 филиалов, 53 представительства банков и 2 крымских банка. Цена вопроса для банковской системы – 22 млрд. грн. активов, и немного меньше – пассивов. В одном из крымских банков – в Черноморском банке развития - хотят создать казначейство Крыма, а в филиалах Банка Москвы (БМ Банка) хотят сделать национальный банк Крыма. Они будут использовать инструменты банков с российским капиталом, которые работают в Украине. В федеральном конституционном законе о принятии в РФ республики Крым, инициированном российским президентом, есть четкая программа.

В украинском парламенте есть проект закона об оккупированных территориях. Сегодня (21 марта – ред.) у меня будет встреча с людьми, которые имеют отношение к этому закону, и мы обсудим данную проблематику. Возможно, все коммерческие банки Крыма будут оцениваться и выкупаться. Для государственных банков (Ощадбанка, Укрэксимбанка и Укргазбанка) и собственности Нацбанка (Банковского университета) будет другая процедура. Я думаю, как только рабочая группа, созданная по решению правления НБУ, предложит матрицу и временную линейку, мы представим медиа те шаги, которые будут сделаны для решения проблемы.

О ситуации, которая сложилась с финучреждениями на оккупированном полуострове читайте в статье ЛІГАБізнесІнформ "Что происходит с банками в Крыму"

Цена потери Крыма для банковской системы – 22 млрд. грн. активов и 1022 банковских отделения

О налогообложении депозитов

С одной стороны, я понимаю, что это необходимо делать. Но я ставлю вопрос: а нужно ли это делать именно сейчас? Ведь на сегодняшний день, когда имела место девальвация в 25%, люди уже и так потеряли часть своих сбережений. Мы на сегодняшний день консультируемся по этому вопросу с министром финансов и министром экономики, и наши позиции совпадают не в полной мере. Я считаю, что такие меры нужны, но в перспективе. Надо дискутировать с журналистами, вкладчиками, налоговой, ассоциациями, бизнесом, и тогда принимать соответствующие решения. Можно, например, для тех, кто принесет свои средства, скажем, до 1 мая, до конца 2014 года депозит не облагать налогом.

Мария Бабенко