Театр одного актера. Что происходит на валютном рынке
Валерия Гонтарева, глава НБУ

Акт I. Драма

Происходящее на валютном рынке не поддается здравой логике. Утром в среду, 25 февраля, НБУ запретил банкам до 27 февраля включительно покупать на межбанковском рынке валюту для своих клиентов. Также регулятор ограничил возможности финучреждений покупать валюту для собственных нужд объемом, не превышающим 0,5% регулятивного капитала. Соответствующие новшества закреплены постановлением НБУ №130.

Результатом введенных ограничений стала практически полная остановка торгов на межбанке. К 16:00, то есть за час до окончания торгов, на рынке было заключено всего лишь 25 сделок на общую сумму $720 тыс. Но это еще не все. Самое примечательное то, что валюта продавалась по курсу в диапазоне 23 – 24 грн/долл. И это при том, что днем ранее торги на межбанке закрылись на отметке 31,6345 грн/долл. Средний курс наличного рынка в среду составлял 30/33,5 грн/долл., а на черном рынке утром достигал 40 грн/долл. (к вечеру опустился до 35-36 грн/долл.). За последний час торгов объемы проданной валюты резко выросли – до $92,48 млн, а курс купленного доллара снизился до 21,8165 грн/долл. Таким образом, за день торгов доллар подешевел почти на 10 грн. Как это возможно?

Банкиры поясняют такой феномен очень просто: регулятор запретил финучреждениям покупать валюту для клиентов; мало того, из-за введенной нормы покупки в валютную позицию банка не выше 0,5% капитала некоторые финучреждения вынуждены продавать валюту из своей позиции, чтобы не нарушать требования регулятора. При этом банки обязаны продавать на рынке валютную выручку своих клиентов. Таким образом, налицо превышение валютного предложения над спросом. В этой ситуации единственным покупателем на рынке остался Национальный банк, который и диктовал условия по цене. Именно поэтому регулятору удалось пополнить в течение дня золотовалютные резервы на $80 млн.

Большинство опрошенных ЛІГАБізнесІнформ банкиров поддержали введение административных ограничений на валютном межбанке

Акт II. Комедия

В 17:00 среды глава НБУ Валерия Гонтарева совместно с министром финансов Наталией Яресько провела пресс-брифинг, в ходе которого сообщила, кроме всего прочего, что упомянутые $80 млн национальный банк выкупил на рынке по официальному курсу. А официальный курс до 14:00 четверга составляет 28,05 грн/долл. Но как же быть? Данные на сайте НБУ свидетельствуют о том, что сделки в течение дня проводились по курсу в диапазоне 21,8165 – 24,0294 грн/долл. Участники рынка в недоумении… И тут начинается самое интересное. После 17:00 (уже после начала брифинга главы НБУ) регулятор массово обзванивает банки и требует перезаключить сделки покупки валюты по официальному курсу, то есть по 28,05 грн/долл. В четверг утром на сайте регулятора обнародуется табличка с измененным значением курса закрытия межбанковских торгов. Теперь он не 21,8165 грн/долл., а 27,8522 грн/долл.


В чем причина такого поведения регулятора – остается только догадываться. Не исключено, что после обвального удешевления доллара, что стало результатом принятия постановления №130, на главу НБУ было оказано давление со стороны крупнейших экспортеров, интересы которых больше всего страдают из-за введенных валютных ограничений. Возможно, поддержку своих интересов экспортеры нашли в лице президента Петра Порошенко, встреча с которым у Валерии Гонтаревой прошла как раз накануне брифинга. К слову, встречу "на ковре" у президента инициировал премьер-министр Арсений Яценюк, раскритиковавший инициативу НБУ по запрету покупки валюты банками для своих клиентов.

Что касается мнения участников рынка, большинство опрошенных ЛІГАБізнесІнформ банкиров поддержали введение административных ограничений на валютном межбанке. Правда, предупредил валютный дилер одного из крупнейших банков, результатом ограничений может стать массовый отказ экспортеров заводить валютную выручку в страну. Что, возможно, и послужило причиной следующего неожиданного шага регулятора.

Не исключено,что после обвального удешевления доллара на главу НБУ было оказано давление со стороны крупнейших импортеров, интересы которых больше всего пострадали из-за введенных валютных ограничений

Акт III. Трагедия

Утром в четверг, спустя сутки после вступления в силу постановления №130 Национальный банк … его отменил. Решение оформлено постановлением №131.

Что дальше

В среду, 25 февраля, когда ограничения на валютном межбанке только начали действовать, большинство опрошенных ЛІГАБізнесІнформ банкиров затруднялись ответить на вопрос: "Что будет с гривней, к примеру, в следующий понедельник, после окончания действия постановления №130?". Некоторые утверждали, что, скорее всего, регулятор продлит действие ограничений вплоть до момента получения первого транша кредита МВФ, а уж после их отменит. А к тому времени, мол, опустит курс доллара до уровня, заложенного в госбюджет-2015, то есть до 21,7 грн/долл. Некоторые утверждали, что после отмены ограничений стоит ждать очередного витка девальвации, поскольку отложенный спрос на валюту никуда не делся.

Но никто не ожидал, что НБУ отменит свое постановление... Прогнозировать в такой ситуации дальнейшую динамику гривни уважающие себя специалисты просто не берутся.

Руслан Кисляк