Вам письмо. От менеджера Goldman Sachs
Фото: goldmansachs.com

Вчера The New York Times разместила открытое письмо исполнительного директора Goldman Sachs Грега Смита, в котором тот обвинял банк в грубом пренебрежении интересами клиентов в пользу собственной выгоды. Исполнительный директор демонстративно заявил, что покидает свой пост. Большинство СМИ представили это событие как отчаянный поступок топ-менеджера. Однако, несмотря на звучное название должности, Смит – менеджер среднего звена. Работников такого уровня в Goldman Sachs около 12 тыс. (всего сотрудников – 30 тыс.) Таким образом, имел место не демарш топ-менеджера, а, скорее, "бунт маленького человека".

Письмо довольно резкое. Из него следует, что атмосфера в банке, которому Смит посвятил 12 лет своей жизни, стала "ядовитой" как никогда ранее. Возможно, это удивит скептически настроенную публику, пишет Смит, но именно культура всегда была важной частью успеха Goldman Sachs. Это тот секретный ингридиент, который обеспечивал доверие клиентов в течение 143 лет. Теперь от этой атмосферы не осталось и следа, а у Смита не осталось ни веры в банк, ни гордости за него.

"Специалисты по продаже деривативов больше не обсуждают клиентскую выгоду. Только свою собственную", - утверждает бывший сотрудник Goldman Sachs. По его словам, только за последний год пятеро управляющих директоров обсуждали, в том числе и по внутренней почте, как побольше выжать из "марионеток", имея в виду клиентов банка. При этом конкретные случаи нарушения закона бывшему исполнительному директору неизвестны. "Однако случаи, когда людям предлагают совсем не те сделки, которые им выгодны, происходят каждый день", - отмечает Смит.

В деградации культуры Смит обвиняет лично главного исполнительного директора Ллойда Бленкфайна и президента Гэри Кона. По словам Смита, высшее руководство банка не понимает простую истину: если клиенты тебе не доверяют, в конце концов они перестанут иметь с тобой дело, каким бы умным ты ни был. Поэтому корыстолюбие нынешних менеджеров несет серьезную угрозу долгосрочным перспективам банка.

После публикации письма The New York Times получила несколько отзывов от читателей, в числе которых оказался и бывший управляющий директор Goldman Sachs. Все они выражают согласие с позицией Смита и сожаление о его уходе. Бывший глава ФРС США Пол Фолькер назвал поступок Смита сильным и честным, а бизнес Goldman Sachs – источником множества конфликтов интересов. Напомним, что правило, названное именем Фолькера, ограничивает торговлю ценными бумагами – банк не сможет купить ценные бумаги за деньги клиента.

Обвиненный в сребролюбии Goldman Sachs за сутки лишился $2,5 млрд. своей рыночной стоимости. По данным Bloomberg, после публикации письма бывшего сотрудника инвестиционного банка его акции просели почти на 3,5%.

Как бы то ни было, до этой публикации дела у Goldman Sachs шли неплохо. Чистая прибыль банка по итогам 2011 года составила $4,44 млрд., стресс-тест Федрезерва США пройден. Как и другие учреждения, банк отметил снижение прибыли от основной деятельности, да и Fitch снизило рейтинг Goldman Sachs на две ступени. Однако в целом банк удерживает устойчивую позицию на рынке. Насколько пострадает от этого репутация Goldman Sachs, особенно в долгосрочном периоде, пока сказать сложно. С одной стороны, игроки фондового рынка уже сочли ее подмоченной, снизив котировки.

С другой стороны, руководство банка отрицает обвинения в свой адрес и объясняет ситуацию тем, что в компании с 30 тыс. сотрудников обязательно найдется хоть один недовольный. Кроме того, прецедент отнюдь не нов. И раньше финучреждения обвинялись в том, что предлагают клиентам заведомо "мусорные" инструменты, чтобы от них избавиться. По словам основателя хеджевого фонда T2 Partners Уитни Тильсон, тот факт, что инвестиционные банки думают прежде всего о собственной выгоде, – такая же "сенсация", как проституция в Лас-Вегасе.

Александра Колесниченко