Все понятно: в стране война, экономика давно и хронически больна, золотовалютных резервов почти не осталось. Далеко не все под силу регулятору. И это тоже понятно. Но зачем в таком случае после каждого нового курсового скачка упорно повторять, что гривня дальше обесцениваться не будет, что рынок нашел равновесное значение курса? Даже у отпетого сторонника нового руководства НБУ закрадываются сомнения: не то в его порядочности, не то в профессионализме. Зачем было обещать, что выше 13 гривень доллар не пойдет? Потом было 17, 21, 25… Что дальше?

По данным НБУ, в пятницу, 20 февраля, межбанковский валютный рынок закрылся на уровне 28,2742 грн/долл. Согласно информации дилера крупнейшего банка, пожелавшего остаться неназванным, рынок закрылся на уровне 29,4-29,7 грн/долл. Система УкрДилинг показывает уровень 28,8/29,7 грн/долл. Официальный курс до обеда понедельника установлен на уровне 27,85 грн/долл.

Опрошенные ЛІГАБізнесІнформ участники рынка затрудняются спрогнозировать, что будет дальше. На момент написания статьи руководство Нацбанка проводило экстренное совещание и не комментировало ситуацию.

Банкиры же склонны пояснять очередной девальвационный виток потерей участниками рынка последней надежды на возможную корректировку курса, как это ранее прогнозировалось. "До последнего момента оставался небольшой пул импортеров, которые надеялись на стабилизацию курса гривни. Но заявления президента и правительства о возможности введения миротворцев в Украину, необходимости пересмотра законодательной базы, регламентирующей механизм действия военного положения, и т.д. сломили последнюю веру участников рынка. И бизнес стал активно скупать валюту…", - констатирует упомянутый дилер банка. По его мнению, именно пятничные торги могли дать старт девальвационному механизму, который чрезвычайно трудно будет остановить.

Валерия Алексеевна, страна просит вас: скажите хоть что-то, не молчите! Расскажите, что намерены делать, и почему в этот раз мы должны вам поверить!

Похоже, события последних дней заставили бизнес осознать всю глубину экономических проблем в стране и тот факт, что дальше может быть еще хуже, - соглашается с коллегой казначей крупнейшего банка. Именно на фоне негативных ожиданий бизнес готов покупать валюту по любой цене.

Но и это еще не все. Проблема в том, что Национальный банк, несмотря на обещания Валерии Гонтаревой применить при необходимости административные меры, ничего не предпринимает. Мало того, руководство НБУ никак не поясняет происходящее на рынке и свои возможные действия в этой ситуации. Рынок просто не знает, чего ждать. А молчание регулятора воспринимает как некомпетентность. Все это дополнительно разогревает панику и толкает бизнес и население на валютный рынок.

Беда в том, утверждают собеседники ЛІГАБізнесІнформ, что административные меры в текущей ситуации могут оказаться неэффективными. Скорее всего, у регулятора просто нет реальных инструментов для удержания курса. Наказывать банки, отбирая у них лицензии, - себе дороже. Закрыть валютный межбанк и замкнуть на НБУ весь валютный рынок с одновременным введением ограничений по критическому импорту – чревато новым расцветом черного рынка и окончательным отказом экспортеров заводить валюту в страну. Словесные интервенции ничего уже не значат, а на реальные валютные интервенции денег нет. Ждать денег МВФ? – Так фонд же категорически против поддержания курсовой стабильности за счет выделяемых денег.

Эффективно изымать лишнюю ликвидность с рынка, похоже, тоже не получается. Ведь НБУ просто вынужден эмитировать гривню на потребности АТО, Нафтогаза, Фонда гарантирования вкладов, для выдачи стабилизационных кредитов банкам и латания дыр в госбюджете. Все это объективно давит на курс гривни.

Похоже, дальнейшего падения гривни не избежать. Но, может быть, нужно хотя бы начать объяснять происходящее на валютном рынке людям? Ведь страшно, лишь когда непонятно. Можно принять многое, если понимаешь, где ты находишься, куда движешься и ради чего все это нужно!

Что опять случилось с гривней и когда это кончится

Руслан Кисляк