Вступление в силу закона, усиливающего ответственность связанных с банком лиц, будет означать существенное ужесточение контроля со стороны регулятора за такими лицами с целью защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банка.

Во-первых, законом расширен перечень связанных с банком лиц и предусмотрено полномочие НБУ самостоятельно определять, кто относится к такой категории лиц (независимо от информации, предоставленной банком). Во-вторых, любые преференции банка в отношениях со связанными лицами принципиально исключаются. Так, например, если банк выдаст кредит его руководителю или акционеру, владеющему 10% акций, под меньшее обеспечение, нежели то, которое обычно требует банк от других клиентов (не говоря уже про выдачу необеспеченного кредита или под процент, ниже рыночного), или если банк будет начислять таким лицам на их вклады завышенные проценты (в сравнении с обычными депозитами), соответствующие соглашения будут признаваться недействительными с момента их заключения. Перечень условий недействительности таких соглашений новым законом был существенно расширен и доработан.

В-третьих, законом вводится административная ответственность связанных с банком лиц, если их действия стали причиной отнесения банка к категории проблемных, и уголовная ответственность за доведение банка до неплатежеспособности. Правда, в последнем случае еще необходимо доказать, что: (а) такие действия совершались умышленно, по корыстным мотивам, с личной заинтересованностью или в интересах третьих лиц; и (б) это нанесло значительный материальный вред государству или кредитору. Можно предположить, что во многих случаях факт доведения банка до неплатежеспособности будет труднодоказуем, и конечный бенефициар все же сможет избежать ответственности.

Если банковские капиталы уже выведены через оффшорные компании за рубеж, эффективность применения закона может оказаться не очень высокой

Кроме того, законом предусматривается и имущественная ответственность связанных лиц. Закон наделяет Фонд гарантирования вкладов физических лиц (занимающийся, в частности, выведением неплатежеспособных банков с рынка) правом обращаться к связанным лицам с требованием о возмещении убытка банку. Однако такая возможность появляется у Фонда только в том случае, если: (а) имущества банка недостаточно для удовлетворения требований всех его кредиторов; (б) действия связанного лица нанесли ущерб банку или (в) такое лицо получило имущественную выгоду в результате указанных действий. Если такое требование будет не выполнено, Фонд имеет право обратиться в суд (где он еще должен будет доказать причинно-следственную связь между действиями реального владельца банка, зачастую скрытого за непроницаемой завесой "схемных" компаний, и нанесенным банку вредом). Если же банковские капиталы уже были выведены через оффшорные компании за рубеж, эффективность применения вышеуказанных законодательных норм может оказаться не очень высокой.

Александр Выговский, адвокат ЮФ Ильяшев и Партнеры