Бюджетный кризис. Члены ЕС отказываются делать взносы
В прошлую пятницу в Брюсселе был представлен проект бюджета Евросоюза (ЕС) на период с 2014 по 2020 годы. Документ, предложенный Еврокомиссией (ЕК), предусматривал увеличение национальных взносов в "общую кассу" на несколько процентов. Остальные участники процесса были явно не согласны с экспертами ЕК.
Еще до обсуждения главной европейской сметы Германия, Великобритания, Франция и Швеция выражали неодобрение планам повышения взносов на 5%. Швеция – одна из стран ЕС, которые в перерасчете на душу населения больше всего платят за членство в объединенной Европе. При этом, по словам профильного министра страны Биргитты Олсон, с каждой уплаченной кроны в Швецию возвращается лишь чуть больше 50 эре, т.е., почти вдвое меньше. Европа требует вложений в науку и инновации, в развитие совместных инфраструктурных проектов. "Бюджет, построенный по принципам 50-х годов", не позволит Старому Свету конкурировать с США или Китаем, уверена Олсон.
Британские власти во главе с премьером Дэвидом Кэмероном тоже недовольны бюджетом ЕС. Но, в отличие от Олсон, они больше обеспокоены текущими вопросами. 31 октября британский парламент проголосовал за сокращение бюджета Евросоюза в реальном исчислении. "Правительство Великобритания не согласится на сделку, условия которой не приемлемы для страны", - заявил Кэмерон. Впрочем, предложение самого Кэмерона – оставить вклад Британии в ЕС на теперешнем уровне – депутаты тоже не поддержали.
На пересмотре проекта бюджета в сторону сокращения настаивают также Дания и Франция. Последняя, как крупнейший реципиент сельскохозяйственных субсидий, возражает против их отмены. Отметим, что Франция и Германия единодушны лишь в оценке общеевропейского бюджета. В деталях они занимают разные позиции. То, что президент Франции Франсуа Олланд хочет "взять и поделить", канцлер ФРГ Ангела Меркель предлагает экономить. И, похоже, Международный валютный фонд (МВФ) склоняется на ее сторону. По крайней мере, сегодня эксперты МВФ подвергли критике налоговую политику Олланда и увеличение расходов на единицу труда. В пример Франции Фонд поставил Германию, где эти расходы падают.
Оптимизма МВФ по поводу Германии не разделяют некоторые аналитики. Так, в Commerzbank указывают, что прогноз для немецкой экономики в краткосрочной перспективе мрачен. Заказы на продукцию промпредприятий падают, и это обязательно отразится на показателях промпроизводства в будущем. Но шансы на восстановление у Германии бесспорно выше, чем у других государств валютного союза. Согласно прогнозу Международного валютного фонда, ВВП Германии увеличится в 2012 на 0,9%.
Главу немецкого правительства, кстати, не удивляют разногласия по поводу бюджета ЕС. "Это нормально", - говорит она.
По сообщениям иностранных СМИ, даже Кипр на прошлой неделе предложил урезать семилетний бюджет Евросоюза минимум на 50 млрд. евро. Хотя острову сейчас предстоит решать важные собственные проблемы. Из-за специфического делового климата Кипра, благоприятного для любителей скрывать доходы, страны ЕС не хотят предоставлять ему финансовую помощь. Наиболее конкретно высказывается Германия, чья разведка недавно изучила состояние банковских счетов на Кипре. Эта проверка показала, что состоятельные граждане России разместили в банках Кипра сумму, превышающую ВВП Кипра. В этой ситуации Кипру должна помогать Россия, спасая капиталы своих олигархов.
Учитывая все это, международные кредиторы с Германией во главе настоятельно рекомендуют Кипру сменить бизнес-климат.
Сомневается Тройка и в греческом вопросе. Европейский центральный банк (ЕЦБ) и МВФ пока не знают, как залатать дыру в греческом бюджетном планировании, отмечает Deutsche Welle. Греция, в свою очередь, не хочет больше экономить. Вчера премьер-министр Греции Антонис Самарас заявил, что очередное сокращение зарплат и пенсий будет последним.
С этим нелегким багажом Европа приближается к формированию бюджета. И у его авторов, и у критиков есть время подумать до конца ноября, когда лидеры ЕС соберутся на очередной саммит. Если до этого момента сторонам не удастся достичь компромисса, велика вероятность использования недовольными государствами права вето. Во всяком случае, вопрос, зачем платить больше, пол-Европы больше не ставит. Развитые страны хотят платить меньше.