Содержание:
  1. Как и кого победил Мельник
  2. Ветеран Налоговой милиции
  3. Скандалы, связи и идеи

Кабинет министров назначил директора Бюро экономической безопасности - главного органа по борьбе с экономической преступностью. Им ожидаемо стал 49-летний Вадим Мельник – глава Государственной фискальной службы и многолетний сотрудник Налоговой милиции.

Мельник должен запустить БЭБ до 25 сентября.

Кто он и изменятся ли под его руководством отношения "экономических" силовиков и бизнеса?

Как и кого победил Мельник

Верховная Рада приняла законопроект о создании БЭБ в январе 2021 года. Создание Бюро – многолетняя просьба бизнеса. БЭБ задумывался как аналитический, а не силовой орган, что в теории должно сократить количество "маски-шоу" – визитов силовиков к предпринимателям.

Конкурс на должность директора стартовал 15 июня. В середине августа конкурсная комиссия (состояла из девяти человек, включая советника главы Офиса президента Тимофея Милованова, министра экономики Алексея Любченко, главу Минфина Сергея Марченко и замглавы Офиса президента Юлию Свириденко) представила трех финалистов из которых выбирал Кабмин: Вадима Мельника, известного банкира Василия Горбаля и сотрудника Офиса Генпрокурора Атиллу Ковчи.

О победе Мельника Кабмин объявил в пятницу вечером, 20 августа. У него было достаточно конкурентов с известными именами: экс-министр финансов Александр Данилюк (выбыл еще до начала конкурса из-за того, что комиссия не признала его диплом Университета Индианы), экс-нардеп Николай Катеринчук, глава Ассоциации налогоплательщиков и экс-посол Грузии Григол Катамадзе, бывший глава ГФС Сергей Солодченко, действующая депутатка Юлия Яцик.

Ветеран Налоговой милиции

Возглавив ГФС в декабре 2020 года, Мельник фактически стал последним в истории начальником Налоговой милиции.

После того, как в конце 2019 года ГФС разделили на Налоговую и Таможню, в структуре службы остались только налоговые милиционеры. Как раз их и в первую очередь заменит Бюро экономической безопасности, однако в законе о БЕБ нет ограничений относительно работы в нем "старых кадров".

С 2000 года Мельник успел поработать во всех инкарнациях Налоговой милиции, которая всегда входила в структуру фискальных органов: от Государственной налоговой администрации при президентах Кучме и Ющенко (начинал старшим следователем в ДПА Киевской области) до Министерства доходов и сборов времен Клименко-Януковича и Госфискальной службы под руководством Романа Насирова.

Четырехлетний период с 2016 по 2020 годы – единственное время в карьере Мельника, когда он не работал непосредственно в фискальных органах (преподавал в Университете ГФС и Сумском государственном университете).

В конце 2020 года вернулся в ГФС, возглавив ее на время перед ликвидацией. При Мельнике служба активизировалась. За последние полгода она участвовала в нескольких громких делах. В частности, она продолжает серию обысков на коммунальных предприятиях Киева и Киевгорадминистрации и останавливала работу сети АЗС Glusco.

Мельник также давно знаком с заместителем главы Офиса президента Олегом Татаровым - со времен работы последнего в Главном следственном управлении МВД (2011-2014 годы).

Скандалы, связи и идеи

Мельник отрицает какие-то особые связи с Татаровым. "Мы познакомились во время подготовки нового Уголовно-процессуального кодекса Украины, который был принят в 2012 году, – сказал он во время собеседования. – Я знаю его как большого специалиста в уголовном праве. У нас чисто деловые отношения, вне службы не контактируем, семьями не дружим. Сейчас пересекаемся только на совещаниях".

Почва для подозрений о сотрудничестве Мельника с ОП возникла после массовых обысков ГФС на коммунальных предприятиях Киева и Киевгорадминистрации. О политической подоплеке (Офис президента и мэр Киева Виталий Кличко находятся в конфликте) активности подопечных Мельника в Киеве на собеседовании спрашивал и Милованов.

"У нас в работе не только КГГА, а еще три горадминистрации, – пояснил Мельник, – В КГГА мы исследовали операции со скрутчиками НДС, есть даже приговоры судов".

Другие громкие ситуации, в которые попадал Мельник – операция по поимке шпиона в ГФС и махинации с изъятыми во время обысков ценностями.

Шпионом был подполковник Налоговой милиции Эдуард Устинов, которого СБУ задержала в феврале 2021 года по подозрению в передаче информации террористам из "ДНР".

"Этого шпиона я даже не знаю в лицо. Но я участвовал в разработке операции по его задержанию, – заявил на собеседовании Мельник. – Я подписывал некоторые документы в целях задержания. Но это были макеты".

Махинации с вещдоками описаны по итогам внутренней проверки в ГФС в августе 2016 года (Службой тогда руководил Роман Насиров). Согласно документам, опубликованным главредом издания Цензор Юрием Бутусовым, Мельник, который тогда возглавлял в ГФС Главное управление финансовых расследований, и его подопечные могли нарушать правила хранения изъятых денег и ценностей. В некоторых случаях уполномоченный банк не получил десятки миллионов гривень и несколько миллионов долларов.

В 2016 году Мельник ушел из ГФС, развития в виде уголовных дел эта история не получила.

Дополнено. Увольнение Мельника из налоговой милиции в 2016 году не было связано с результатами проверки о нарушении правил хранения изъятых денег и ценностей, сообщили LIGA.net в ГФС после публикации материала. Мельник уволился из ГФС в связи с личными и семейными обстоятельствами, отметили в ведомстве.

"Был издан приказ, по результатам которого проводились служебные расследования, многочисленные проверки, но нарушений, которые могли бы стать основанием для наказания, не установлено. По результатам проведенных инвентаризаций вещественных доказательств потерь или нарушений учета имущества не обнаружено", – сообщили в ГФС.

Бизнес был обеспокоен возможным назначением Мельника еще до финального решения Кабмина.

"От руководителя БЭБ будет зависеть качество нового органа, – говорится в заявлении Украинского совета бизнеса. – Любая кандидатура из уже существующих органов способна свести на нет все усилия по созданию нового независимого органа по расследованию экономических преступлений".

Опасения реинкарнации Налоговой милиции под новой вывеской связаны с тем, что БЭБ может стать очень серьезным инструментом давления на прозрачный бизнес, говорила в комментарии LIGA.net исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко.

Что о своей роли в Бюро думает сам Мельник?

"Главная цель БЭБ – обеспечение стабильности национальной экономики, цель – снизить риски. Если мы сократим теневой сектор на 10%, это уже 200 млрд грн дополнительных доходов госбюджета, – сказал он на собеседовании. – В экономике происходят криминальные процессы, их нужно локализировать и ликвидировать – иногда правоохранительными методами, а также – предотвратить подобное в будущем".